More
    spot_imgspot_img

    От топора до лесного комбайна

    Геннадий Миронов

    Выставки

    Часть I. Первая половина ХХ века

    Толчком к развитию лесной промышленности в Енисейской губернии послужило строительство Транссибирской магистрали, связавшей Восток Сибири с европейской частью России. В 1896 году Красноярск стал железнодорожной станцией.

    Лесопромышленники предпочитали заготавливать и продавать наиболее ценные породы древесины – кедр, сосну, лиственницу.

    Первый в Красноярске лесозавод купца Лукина был построен в 1893 году на левом берегу Енисея. В 1910 году на правом берегу появился лесозавод «Абакан». Сырье для них поступало сплавом по Енисею. В 1917 году в селе Маклаковское начал работать лесозавод. Он предназначался для распиловки леса на экспорт Северным морским путем.

    Лесозаготовки были сезонными, велись зимой, с наступлением морозов и появлением санного пути. Обычно набиралась артель – человек пятнадцать трудоспособных крестьян.

    В артелях, как правило, были опытные лесорубы и знатоки правил заготовки леса, хорошо разбиравшиеся в сортиментах и пороках древесины.

    Техники никакой не было, главное транспортное средство – лошадь.

    Валку деревьев обычно вел лесоруб с напарником.

    Со сваленного дерева обрубалась вершинка и сучья. Порубочные остатки укладывались в кучи или тут же в лесу сжигались на костре.

    Обрубив сучья по длине первого бревна, его сразу же отпиливали и откатывали.

    От топора до лесного комбайна
    Окорка (ошкуривание) бревен

    Следующая операция – окорка бревен. Иногда допускалось вместо полного удаления коры делать пролыски, то есть соскабливать специальным скребком-лопаткой длинные полоски по всей длине бревна для ускорения сушки. Дрова кололись тут же и складывались в небольшие поленницы.

    В основном работали топором, пила на лесосеку пришла только в середине Х1Х века. Пила в отличие от топора требовала больше времени для правки и заточки зубьев.

    В 1932 году в Красноярске формируется трест «Краслес», в него вошли Манский, Тинский, Енисейский, Саянский, Ибрюльский, Ангарский, Тайшетский, Партизанский, Базайский, Балахтнский и Новоселовский леспромхозы, а также тракторная база и Канская лесная школа.

    От топора до лесного комбайна
    Погрузка бревен вручную

    Образованные леспромхозы стали основными лесозаготовительными предприятиями, обеспечивающими древесиной народное хозяйство страны.

    Во главе леспромхоза стоял директор, решение технических вопросов возлагалось на главного инженера. Леспромхозу отводилась сырьевая база, как правило, на обширной территории в различных лесных массивах. Для проведения работ в удаленных местах создавались лесозаготовительные пункты (лесопункты), напрямую подотчетные леспромхозу. Руководили лесопунктом начальник и технорук. В структуре лесопункта имелись мастерские участки, которые непосредственно выполняли производственные задания. Возглавлял мастерский участок мастер леса, под его началом работало несколько бригад.

    Заготовка древесины велась в прибрежной полосе Енисея, в 10–40 километрах от реки. Конным транспортом бревна доставлялись к берегам сплавных рек.

    С установлением санного пути крестьяне со своими лошадьми группировались в бригады человек по двадцать. Выбирали бригадира, выдавали ему от имени бригады доверенность, заверяли ее в сельском совете, и на основании этого документа с лесничеством заключался договор на заготовку и вывозку леса. Внутри бригады каждый подбирал себе напарника, десять человек вели рубку и очистку лесосек, а остальные на лошадях вывозили заготовленную древесину. Время от времени лесорубы и возчики менялись местами. Приемку работы и выписку нарядов вели десятники. В каждой бригаде из числа грамотных мужиков выделялся учетчик, который вел табель выхода на работу людей и лошадей и вместе с бригадиром распределял зарплату внутри бригады. Для гарантии очистки лесосеки из зарплаты каждого члена бригады удерживался залог десять процентов. После приемки лесосеки десятником залог возвращался.

    С появлением леспромхозов началось массовое совершенствование лесозаготовительных работ, первый шаг – появление лучковых пил.

    Главное достоинство лучковой пилы перед пилой двуручной – валить и разделывать лес можно одному человеку. Полотно пилы вставлялось в специальную рамку – лучок и натягивалось натяжным шпагатом – тетивой.

    В конце 30-х годов на лесозаготовках стали применять трактора, в основном на перевозке древесины из лесосеки на лесные склады.

    От топора до лесного комбайна
    Газогенераторные автомобили на лежневых дорогах

    В то время страна испытывала острый дефицит нефтепродуктов, в лесной отрасли особо ощутимый из-за бездорожья и отдаленности предприятий. Правительством было принято решение о переводе тракторного и автомобильного парка на древесное топливо – генераторный газ. Для новых двигателей требовалось особое горючее – газогенераторная чурочка из березы. В лесосеках, на мастерских участках стали создаваться пункты по ее заготовке. Такое топливо, загруженное перед рейсом, занимало треть кузова автомобиля.

    Погрузка бревен на тракторные прицепы и автомобили выполнялась вручную, по специальным покатам или с применение простейших мачтовых трособлочных систем-дерриков с конной или тракторной тягой.

    Наиболее крупные перемены в технологии лесосечных работ связаны с появлением в 1948 году нового трелевочного трактора КТ-12.

    В 1949 году началось серийное производство новой электромоторной пилы К-5.

    От топора до лесного комбайна
    Газогенераторный трактор на вывозке леса

    Новая техника позволила перейти к хлыстовой вывозке леса, а позже – вывозке из лесосеки на нижние склады деревьев с кроной.От топора до лесного комбайна

    Журнал «ЛПК Сибири» №1 / 2017

    Читайте также: