Алексей Большаков: «Наша главная задача на 2018 год – увеличить штат лесных инспекторов в два раза»

Мария Александрова, фото: пресс-служба министерства лесного хозяйства Красноярского края

108
Алексей Большаков, заместитель министра лесного хозяйства Красноярского края

Противодействие незаконным рубкам, контроль за транспортировкой заготовленной древесины, проверка деятельности пунктов приема и отгрузки древесины – это лишь малая часть колоссальной по объему работы, которую проводят на территории Красноярского края государственные лесные инспекторы. При этом их штатная численность в регионе – всего 105 человек. Как результат, на 1 инспектора у нас приходится почти 1,5 млн га площади государственного лесного фонда. Как в Красноярском крае борются с черными лесорубами, расследуют причины возникновения лесных пожаров и дисциплинируют лесопользователей. Эти и другие наболевшие проблемы мы обсудили с заместителем министра лесного хозяйства края Алексеем Большаковым.

Алексей Геннадьевич, опроверг­ните или подтвердите распрост­раненное в обществе убеждение, что черные лесорубы безнаказанно хозяйничают в лесах края. Какова на сегодняшний день ситуация с незаконными рубками в регионе?  

Пожалуй, убедительнее всего о реальной ситуации с незаконными рубками на территории Краснояр­ского края скажут цифры. Анализ показывает, что с 2014 года происходит ежегодное снижение количества случаев незаконных рубок: с 494 случаев в 2014 году до 371 случаев в минувшем году. При этом, объем незаконно заготовленной древесины держится на одном уровне уже на протяжении двух лет и составляет 24–25 тысяч кубометров. Ущерб, причиненный незаконными рубками, коррелирует незначительно и составляет в среднем 130 млн руб. Если оценивать масштаб проблемы, то можно отметить, что доля незаконно заготовленной древесины в Красноярском крае в 2016 году по отношению к легальному отпуску составила 0,13%. Напомню, что в прошлом году в регио­не заготовили 18,6 млн кубометров.

Однако здесь стоит отметить, что сложившаяся ситуация в первую очередь связана с переходом многих лиц от незаконной заготовки древесины к скупке договоров купли-продажи древесины для собственных нужд у населения.

За последние три года к ответст­венности за нецелевое использование гражданами древесины привлечено более 500 жителей края. Наличие запрета на отчуждение древесины и незначительных штрафных санкций (от 800 до 2 000 рублей) не останавливает граждан от реализации древесины третьим лицам. В этой связи мы направили свои предложения об ужесточении ответственности за данное нарушение в Рослесхоз.

Наибольшее количество незаконных рубок совершается на территории следующих лесничеств – Абанского, Енисейского, Ермаковского, Усольского, Канского, а также лесничеств Богучанского района. Отмечу, что проведение мероприятий по противодействию незаконным рубкам лесных насаждений является для нас одним из приоритетных направлений деятельности в рамках осуществления государственного лесного надзора. В течение года наши инспекторы проводят как рейдовые мероприятия, так и совместно с правоохранительными органами участвуют в спецоперациях, таких как ОПМ «Лес».

А помимо незаконных рубок, какие еще лесонарушения чаще всего фиксируют инспекторы?

Основными лесными нарушениями, которые выявляют наши гос­инспекторы, являются: нарушения правил пожарной безопасности в лесах – это захламление лесов порубочными остатками, невыполнение противопожарных мероприятий; использование лесов с нарушением договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов, а именно: невыполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, нарушение обязательств, возложенных договором аренды и купли-продажи; нарушение правил заготовки древесины, в том числе требований технологической карты разработки лесосеки; а также правил пожарной безопасности в лесах и правил санитарной безопасности в лесах в виде захламления лесов бытовыми и промышленными отходами.

В целом, хочу отметить, что за последние три года нам удалось добиться повышения выявляемости лиц, виновных в нарушениях лесного законодательства на 20% (в 2014 году вынесено 1 799 постановлений о назначении административного наказания, в 2015 – 2001, в 2016 – 2199). Наряду с привлечением к админист­ративной ответственности, министерство предъявляет к нарушителям иски о взыскании ущерба лесам и обязании устранения нарушений. По данному направлению работы на протяжении последних трех лет также наблюдается положительная динамика: в 2014 году предъявлен 331 иск, в 2015 – 383 иска, в 2016 – 417 исков.

В 2014 году серьезно изменились требования по транспортировке заготовленной древесины, удалось ли упорядочить деятельность участ­ников рынка в этой сфере?

Действительно, одно из важных направлений работы надзора – это выявление и пресечений нарушений, связанных с транспортировкой заготовленной древесины. Законность транспортировки древесины на дорогах края контролируют мобильные группы, в составе сотрудников лесной охраны и полиции, а также государст­венные лесные инспекторы, которые круглосуточно дежурят на стационарных постах в Эвенкии, Лесосибирске и Канске. Подтверждением законности заготовки древесины является сопроводительный документ установленной формы, в котором указаны данные о собственнике, перевозчике, получателе древесины, маршруте ее транспортировки, составе и объеме лесоматериалов. За отсутствие сопроводительного документа должностным лицам грозит административный штраф от 30 до 50 тысяч, юридическим лицам – от 500 до 700 тысяч рублей.

В ходе рейда по выявлению фактов незаконной заготовки древесины

В 2017 году в ходе работы дос­мотрено более 12 тысяч единиц автотранспорта, перевозящего древесину. В отношении нарушителей лесные инспекторы и сотрудники полиции составили 103 протокола за транспортировку древесины без надлежаще оформленного сопроводительного документа. За 10 месяцев 2017 года мировые судьи края рассмотрели 52 дела, практика положительная, во всех случаях виновным лицам назначено административное наказание в виде штрафа. Общая сумма наложенных штрафных санкций – 8,5 млн рублей.

Что касается работы стационарных постов, то могу сказать, что они тоже демонстрируют положительные результаты работы. Напомню, первый стационарный лесной пост на территории края был организован 4 года назад в Эвенкии, на автодороге Ванавара – Усть-Илимск. Это позволило пресечь незаконные действия по рубкам и транспортировке незаконно заготовленной древесины с территории Красноярского края в Иркутскую область. Учитывая положительный эффект, аналогичные лесные посты были созданы в Канске и Лесосибирске. Там круглосуточно дежурят инспекторы лесной охраны и сотрудники полиции, которые досматривают все автомобили, перевозящие древесину, проверяют наличие и правильность составления документов на перевозку.

Но ведь заготовленную в крае древесину транспортируют не только на автомобилях, все-таки большую часть перевозят по железной дороге.

Да, справедливости ради, стоит сказать, что по железной дороге транспортируется более 50% производимой в Красноярской крае лесопродукции, при этом 90 процентов перевозимой древесины идет на экспорт.

Сегодня на территории региона зарегистрированы и работают 408 железнодорожных пунктов приема и отгрузки древесины, в прошлом году их было чуть больше. Именно здесь осуществляется прием, отгрузка, переработка и хранение заготовленной в регионе древесины. На протяжении последних лет количество нарушений в работе пунктов приема и отгрузки древесины в крае сокращается. Большая часть предпринимателей выполняет установленные законом требования по постановке на учет и организации грамотного ведения необходимой документации. Для наведения порядка в этом сфере нам действительно понадобилось несколько лет. Аналогичного решения сейчас требует и еще одна актуальная проб­лема.

По информации Красноярскстата, отчетный объем переработанной в крае древесины не соответст­вует темпам роста фактической заготовки древесины. В 2017 году мы провели анализ мест распиловки и переработки древесины. Всего таких мы насчитали  878, объем выпускаемой ими продукции – 3,7 млн кубометров. Однако, в ходе сравнительно анализа этих данных с информацией, предоставленной УФНС по Красноярскому краю, мы выявили совпадение лишь по 180 предприятиям, осуществляющим переработку древесины, что составляет 17 %. Процент совпадений юридических лиц и ИП с данными Красноярскстата составил 3% (24 предприятия). То есть фактически в официальную статистику у нас попадает лишь малая часть перерабатываемой древесины.

В целях усиления контроля по обороту древесины на территории края, мы подготовили законопроект по внесению изменений в краевое законодательство в части включения в него всех мест распиловки и переработки древесины.

Несмотря на завершение пожароопасного сезона в лесах, не потеряла своей актуальности тема пожарного надзора. Насколько дисциплинированы в этих вопросах лесопользователи и жители края?

Благодаря ежегодным мероприя­тиям по профилактике возникновения лесных пожаров в Красноярском крае, с 2015 года готовность лесопользователей края к тушению лесных пожаров и уровень выполнения ими противопожарных мероприятий достигает 85%. То есть большая часть работающих в крае арендаторов добросовестно выполняет возложенные обязательства по защите лесов от пожаров.

К арендаторам, не исполняющим требования пожарной безопасности в лесах, применяются меры административного и гражданско-правового характера, в частности судебное приостановление деятельности до момента устранения нарушения. Всего за нарушение правил пожарной безопасности в лесах привлечено в 2014 году – 860 лиц, в 2015 – 894, в 2016 – 643, за 10 мес. 2017 – 560.

Значительные успехи достигнуты и в расследовании дел о лесных пожарах. Так, в 2017 году привлечено к административной ответственности 38 лиц, виновных в возникновении лесных пожаров, тогда как в 2014 году установлено 22 виновных лица, в 2015 – 3, в 2016 – 31.

Расследованием дел и установлением причин возникновения лесных пожаров в крае занимается опытная высококвалифицированная команда инспекторского состава министерст­ва лесного хозяйства, а также лесной охраны. В регионе разработаны методические рекомендации по расследованию причин лесных пожаров и установлению виновных лиц, определен четкий алгоритм действий: к местам возгораний при условии отсутствия угрозы жизни инспекторы выезжают незамедлительно с момента поступления сигнала, проводят осмотр места происшест­вия, опрашивают свидетелей, тех, кто участвовал в тушении пожара, фиксируют и выясняют все обстоятельства, способствовавшие разгулу огненной стихии, составляют акт осмотра, после чего проводят расследование. Одновременно с проведением осмотров мест пожаров с причинением ущерба лесным насаждениям, инспекторы обследуют территории, пострадавших от воздействия огня, на предмет сокрытия пожаром фактов совершения незаконных рубок. В 2015–2017 гг. таких нарушений выявлено не было. Хотелось бы особо подчеркнуть, что все наши госинспекторы – настоящие профессионалы своего дела, именно поэтому сегодня мы имеем результаты, которыми по праву гордимся: по количеству выявленных виновников лесных пожаров Красноярский край опережает не только регионы, входящие в СФО, но и большинство субъектов РФ.

Проверка транспортных средств, перевозящих древесину

Работоспособности ваших госинспекторов действительно можно позавидовать. Особенно, учитывая тот факт, что в крае их катастрофически не хватает. На 1 инспектора у нас приходится почти 1,5 млн га площади государственного лесного фонда. Как планируете решать эту проблему?

Сейчас численность сотрудников, осуществляющих в крае лесной надзор, составляет 105 человек. При нашей площади охраняемого лесного фонда, конечно, это катастрофически мало. По установленным нормативам должно быть не менее 655 человек. И вы правильно отметили, что на 1 инспектора у нас приходится почти 1,5 млн га площади государственного лесного фонда. Именно поэтому, наша главная задача на 2018 год – увеличить штат государственных лесных инспекторов в два раза, хотя бы до 200 сотрудников. Необходимую для этого работу мы в настоящее время и проводим.

Журнал «ЛПК Сибири» №4 / 2017

Автономные отопители Eberspächer - комфортная работа в любой мороз!