Новое постановление о приоритетных проектах: что изменилось при подготовке концепции

текст и фото: компания «Сибирская финансовая система»

825
Валентин Богомолов, генеральный директор ООО «Сибирская финансовая система»

Компания «Сибирская финансовая система» оказывает услуги в сфере планирования инвестиционных проектов, в том числе по подготовке концепций инвестиционных проектов, претендующих на получение статуса приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Клиентами компании были и являются крупнейшие лесопромышленные компании Сибирского федерального округа. Общая стоимость инвестиционных проектов, разработанных специалистами ООО «СФС» для компаний лесопромышленного комплекса, составляет более 15 млрд руб.

В 2018 году в лесной отрасли РФ произошло важное событие – принято Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. №190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №190).

Действовавшее до этого момента более 10 лет Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» значительно изменило лесопромышленный комплекс страны – было построено большое число современных деревообрабатывающих производств, созданы новые рабочие места. В этой статье будут рассмотрены ключевые моменты, влияющие на разработку концепции инвестиционного проекта.

Согласно Постановлению №190, изменились требования к минимальному объему инвестиций. Все инвестпроекты условно поделены на 2 типа: проекты модернизации и проекты создания новых производств.

Проекты первого типа подразумевают минимальный объем инвестиций в размере 500 млн руб., которые могут быть направлены на модернизацию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях. Следует отметить, что если инвестпроект предполагает создание объектов лесной инфраструктуры (лесные дороги, технологические склады и т.д.), то эти вложения не учитываются при анализе проекта на соответствие минимальному объему инвестиций.

Как рассчитывается период действия льготной ставки аренды?

3 года при объеме инвестиций не более 750 млн рублей

5 лет при объеме инвестиций не менее 750 млн рублей, но не более 5 млрд рублей

7 лет при объеме инвестиций не менее 5 млрд рублей, но не более 20 млрд рублей

10 лет при объеме инвестиций более 20 млрд рублей.

Минимальный объем инвестиций для проектов второго типа составляет 750 млн руб., которые могут быть использованы для создания как объектов лесной инфраструктуры, так и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях. При этом объем инвестиций на создание объектов лесной инфраструктуры должен составлять не более 20% от общего объе­ма капитальных затрат по проекту.

Согласно ст. 9 Постановления №190, при разработке концепции необходимо руководствоваться «методическими указаниями по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень инвестиционных проектов», утвержденными Министерст­вом промышленности и торговли Российской Федерации. На текущий момент указанные методические указания не утверждены, поэтому при разработке концепции следует руководствоваться требованиями, изложенными непосредственно в Постановлении №190.

Концепция должна включать следующую информацию (ст. 7 Постановления №190):

  • цели и задачи инвестиционного проекта;
  • краткое описание мероприятий по реализации проекта;
  • предварительные расчеты финансово-экономических, бюджетных и социальных показателей реализации инвестиционного проекта;
  • срок окупаемости инвестиционного проекта;
  • объем инвестиций, необходимых для подготовки и реализации инвестиционного проекта;
  • схема финансирования инвестиционного проекта (количество собственных и заемных денежных средств, перечень инвесторов и/или кредиторов проекта);
  • срок подготовки проектной документации;
  • перечень приобретаемой лесозаготовительной, лесовозной, дорожно-строительной техники и лесоперерабатывающего оборудования, с указанием производителя и стоимости;
  • проект перечня испрашиваемых лесных участков (с указанием их границ, площади, допустимого ежегодного объема изъятия древесины по породам, выхода деловой древесины по классам крупности и дровяной древесины);
  • обоснование заявленных потребностей в лесных ресурсах (баланс использования сырья с учетом 100% переработки древесных ресурсов);
  • проект графика заключения договоров аренды испрашиваемых лесных участков (по годам с поквартальной разбивкой).

Также, по нашему мнению, в концепцию целесообразно включать следующую информацию, представление которой требуется в соответст­вии с Постановлением №190:

  • поквартальный график реализации инвестиционного проекта, содержащий перечень и сроки создания или модернизации объектов инфраструктуры, сроки ввода в эксплуа­тацию, сроки заключения договоров аренды лесных участков, динамику объемов лесозаготовки;
  • объем производства при выходе на проектную мощность (в натуральных и стоимостных показателях), в том числе в разрезе географии продаж (внутренний и внешний рынки);
  • объемы закупок импортной продукции в рамках реализации инвестиционной и производственной программ;
  • доля добавленной стоимости в стоимости реализуемой продукции.

Необходимо отметить, что в Постановлении №190, в отличие от предыдущего, определен закрытый перечень из 5 критериев оценки инвестпроектов:

  1. создание производственных мощностей по переработке древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях;
  2. снижение энергопотребления производства (для инвестиционных проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры);
  3. увеличение объемов выпуска импортозамещающей продукции;
  4. создание высокопроизводительных рабочих мест;
  5. соответствие инвестиционного проекта концепции социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Многие нововведения и изменения Постановления №190 напрямую влияют на построение финансовой модели инвестиционного проекта. Во-первых, об этом уже было сказано выше, для проектов создания новых производств объем инвестиций на создание лесной инфраструктуры не должен превышать 20% от общего объема капитальных затрат.

Во-вторых, изменился период начала действия льготной ставки аренды лесных участков. Теперь льгота начинает действовать с момента ввода в эксплуатацию, а не с момента заключения договоров аренды, что увеличивает потребность в финансировании проекта на инвестиционной фазе.

В-третьих, изменился принцип определения периода, в течение которого действует льготная ставка аренды лесных участков. Раньше льготный период был равен простому сроку окупаемости проекта, сейчас период действия льготной ставки аренды составляет от 3 до 10 лет в зависимости от объема инвестиций.

В-четвертых, заготовка древесины в полном объеме теперь возможна не ранее, чем за 6 месяцев до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающей инфраструктуры. К тому же, ежегодный допустимый объем изъятия древесины должен соответствовать годовой потребности в древесном сырье, рассчитанной исходя из производственной мощности оборудования, запланированного объема и ассортимента выпускаемой продукции при выходе на проектную мощность, товарной структуры и породного сос­тава древесины.

Необходимо отметить еще один момент, который не касается непосредственно концепции, но имеет важное значение: в Постановлении №190 исключено требование об отсутствии у заявителя убытков – теперь заявку на получение статуса приоритетного проекта могут подавать предприятия, уже находящиеся на стадии реализации инвестиционной программы, и имеющие по этой причине убытки в бухгалтерской отчетности.

Мы обязательно подготовим новый материал после утверждения Минпромторгом РФ методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень инвестиционных проектов.

Журнал «ЛПК Сибири» №1 / 2018

Автономные отопители Eberspächer - комфортная работа в любой мороз!