More

    От дымящихся свалок – к индустрии переработки отходов

    текст: Геннадий Миронов, фото: НКО «Восточно-Сибирская Ассоциация Биотехнологических Кластеров»

    Выставки

    В число основных проблем, требующих немедленного решения не только в Красноярском крае, но и России в целом, это улучшение экологии, рациональное использование ресурсов, в том числе возобновляемых и повышение энергоэффективности.

    Эти проблемы много лет существуют автономно и параллельно.

    В последнее время перед многими крупными городами, а в особенности перед Красноярском, остро встал вопрос выбросов в атмосферный воздух от транспорта, промышленных предприятий и объектов жизнеобеспечения населения. Большой объем выбросов в атмосферу города Красноярска, называемый «Черным небом», возникает не только из-за несовершенных технологий сжигания на малых и мелких котельных, индивидуальных котлах, но и от использования неподготовленного топлива в виде бурого угля.

    В тоже время существующие, в том числе российские технологии сжигания, позволяют без особых конструктивных изменений, но с отработкой режимов горения использовать бездымное топливо или производить «подмес» твердого биотоплива в виде брикетов, щепы, пеллет, древесного угля, что позволит уменьшить выбросы в атмосферу. В свою очередь производство биотоплива из отходов лесного комплекса позволит в определенной мере участвовать во решении второй проблемы, заключающейся в необходимости утилизации отходов лесной отрасли.

    Синергия организации обращения с отходами лесного комплекса распространяется, в том числе, на биоэнергетическое машиностроение, которое в Красноярском крае уже достигло узнаваемых размеров. Так, например, компания ZOTA прочно захватила лидерство в России в своей нише, определяемой линейкой современных, конкурентоспособных бытовых котлов, в том числе на биотопливе. На Красноярском рынке биоэнергетического машиностроения появились молодые, амбициозные игроки из Назарово, Ачинска, Канска, Красноярска, и эта тенденция уже превратилась в положительную динамику развития машиностроения в параллели с увеличением объемов производства твердого биотоплива.

    В мае 2017 года огонь уничтожил десятки домов и предприятий в городах Канск и Лесосибирск Красноярского края.                 Люди лишились жилья, убытки предприятий исчисляются сотнями миллионов рублей, при том, что основной причиной явилось возгорание отходов лесного комплекса.

    Здесь заключается главный ПАРОДОКС в данной ситуации, так как фактически горело невостребованное бизнесом сырье для производства биотоплива и других продуктов.

    От дымящихся свалок – к индустрии переработки отходовВ этой связи теперь уже у всех возникло понимание направлений решения проблем использования отходов лесного комплекса. Снижения пожарной опасности и загрязнение атмосферы продуктами гниения, сгорания. Власть пришла к пониманию, что проблема отходов целиком и полностью является проблемой ВЛАСТИ, которая должна создать условия для того чтобы ОТХОДЫ стали, или изначально предусматривались как СЫРЬЕ!

    Основной особенностью топливного энергобаланса Красноярского края является практически повсеместное использование бурых углей, зачастую низкосортных и завозимого издалека. Вместе с тем Красноярский края, являясь территорией с развитым лесным комплексом, имеет возможность только за счет утилизации отходов лесной отрасли покрывать значительную часть проблемного тепло обеспечения, то есть обеспечения теплом и электричеством «изолированных» поселков и объектов.От дымящихся свалок – к индустрии переработки отходовНа частичное решение проблемы использования завозного угля, ресурсосбережение, энергоэффективность и снижение тарифов было направлено проектное предложение под названием «Теплоцентр».Речь идет о решении проблем в нише малой энергетики в диапазоне до 4–5 Гкал./час. Основным смыслом проекта «Теплоцентр» является формирование всей технологической цепочки производства тепла и электричества: от обладания энергетическим сырьем, до, собственно, производства энергии и транспорта тепла в рамках одной производственной структуры или Консорциума участников.

    Первоначальный, отрицательный, опыт мы получили в Богучанском районе, где бизнес, используя формат государственно частного партнерства, готов был решать свои проблемы утилизации отходов деревопереработки в комплексе с решением проблем высоких тарифов в муниципалитете.От дымящихся свалок – к индустрии переработки отходов

    К сожалению, не смотря на активную поддержку Главы района А. Бахтина, непонятная недальновидность и узкие ведомственные интересы руководителя ЖКХ района, сначала затормозили а потом остановили проект и заставили инвестора ДЕМОНТИРОВАТЬ биоэнергетическое оборудование. Более 10 лет понадобилось для того, чтобы увидеть ОЧЕВИДНОСТЬ правильности предложенного комплексного подхода, но… проблема уже стала большой и застарелой.

    Второй серьезной попыткой была работа, проведенная ВСА БТК и Союзом лесопромышленников с Министерством природных ресурсов и Министерством строительства и ЖКХ, подготовили проект программы «Развития Биоэнергетики». К сожалению, в связи с многочисленными реорганизациями во власти, все также окончилась НИЧЕМ.

    Сейчас в данной теме мы находимся в активной фазе с хорошей динамикой. Этот «прорыв» обозначился в связи с активной позицией Минэкономразвития, рекомендующего обязательное включение в Стратегии социально-экономического развития территорий, раздела «ЭКОЛОГИЯ». В данном разделе, проб­лема обращения отходов – одно из важных направлений.

    В рамках ГЧП сформировался неформальный Консорциум активных участников развития темы в лице министров лесного хозяйства и министерства экологии и природных ресурсов, работников профильных министерств, советника Губернатора Матюшенко А. И., Симановского А. А. председателя Комитета по экологии и природным ресурсам Законодательного собрания, заместителя министра экономического развития С. А. Сидельниковой, заместителя министра ЖКХ Е. Е. Афанасьева.

    А так же директора Совета М. О. Коновальцева А. Н., бизнес-омбудсмена С. Русских, Маланина В. Ю, Дзидзоева О. Н., глав МО: А. В. Хохрякова, В. В. Дутченко, В. В. Белени, И. М. Гайнутдинова, Евсеева А. И., Ашаева Д. Н., Бахтина А. Г., Шишкина А.И., Оль Е. Е., Качан Н. Н. и других представителей всей прикладной и образовательной науки, практически всех общественных формирований, депутатов местных органов и Законодательного собрания и Государственной Думы, СМИ, инновационных и инвестиционных компаний.

    Вторым важным направлением в использовании отходов является экспортный потенциал биотоплива. К 2020 году потребление пеллет на территории ЕС достигнет 234 ГВт и составит до 50 млн т в год.

    Красноярский край и лесные регионы России в целом готовы к таким вызовам.

    Пока же власти всех уровней не дорабатывают!

    Федеральная, издавая Федеральные Законы, не всегда прогнозирует последствия.

    Региональная и муниципальная, не следуют идеологии «нулевого отхода» и не требуют от бизнеса рационального использования ресурсов и ЖЕСТКО не спрашивают за неиспользуемую биомассу заготавливаемой древесины.

    Общественные объединения, включая отраслевые, рекомендуют и требуют от ВЛАСТИ действовать не только мерами принуждения, а согласовывать с бизнесом инвестиционные (инновационные) проекты и реально поддерживать участников решения данной проблемы в рамках Государственно частного партнерства.

    На вышеуказанной схеме показан один из вариантов частичного, но комплексного решения проблем г. Красноярска и г. Канска. Этот способ может быть применим и к другим лесным муниципальным образованиям.

    Организация производства 50 000 тонн биотоплива для Красноярска, в г. Канске заменят около 60 000 тонн бурого угля и одновременно используют (утилизируют) до полумиллиона кубических метров отходов!

    Производство твердого биотоплива, например брикетов, может обеспечить собственников частных малых котельных и индивидуального жилья г. Красноярска в объеме около 50 тыс. тонн на первом этапе.

    Первый этап будут началом создания ИНДУСТРИИ обращения с отходами, приносящей ДОХОД.

    Для этого необходимо:

    • Разработать (доработать) и принять государственную программу Красноярского края по утилизации древесных отходов от лесозаготовительной и деревоперерабатывающей деятельности;
    • Разработать региональный Закон, предусматривающий меры стимулирования обращения с отходами в разных отраслях экономики края;
    • Внести изменения в порядок предоставления лесопользования, предусматривающие ответственность бизнеса за утилизацию или переработку отходов;
    • Активизировать реализацию «Экологической Хартии» от 24.04.2017 в части стимулирования использования наилучших, с точки зрения экологии, производственных технологий, экологически чистых видов топлива, реализации мероприятий, направленных на оздоровление экологической обстановки;

    Продолжить развитие автоматизированной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС), путем заведения в данную систему не только круглых лесоматериалов, но и пиломатериалов.От дымящихся свалок – к индустрии переработки отходов

    На муниципальном уровне предусмотреть:

    •  включение раздела «ЭКОЛОГИЯ» в программы социально-экономического развития МО на период до 2030 года и подразделов «Обращение с отходами»;
    • организацию волонтерского движения по контролю за отходами;
    • предусмотреть механизм отзыва лицензии и систему экологических штрафов и мер стимулирования;

    Предприниматель при заключении лицензионного соглашения (договора) должен принимать для себя решение по степени и направлению использования всей биомассы заготовляемой древесины: при образовании ОТХОДОВ должен взять на себя обязательства по их утилизации, при признании их СЫРЬЕМ – обязательства по производству из него ПРОДУКТА.

    Любые масштабные проекты требуют четкой структуризации усилий всех участников проекта.

    В нашем случае в число участников входят заинтересованные стороны в лице: власти, населения, лесозаготовителей, лесопереработчиков, производителей биотоплива, коммунальщиков, населения, использующего биотопливо и даже аграрии, использующие золу в качестве удобрения.

    Наиболее подходящей структурой сотрудничества является Консорциум участников, который получит возможность переформатироваться в Промышленный биотопливный кластер (Биотоп).

    Стратегия деятельности и задача кластера Биотоп заключается в том, чтобы не только использовать все уже имеющиеся отходы, но и включить в хозяйственный оборот текущее воспроизводство отходов. В итоге должна возникнуть новая индустрия. Индустрия ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, которая позволит получить значительную прибавку в региональный валовой продукт в виде биотоплива и биоэнергетического оборудования.

    В своей работе Ассоциация, совместно с Технологическими платформами «Биоэнергетика», «Технологии экологического развития», Национальным бюро по переработке отходов, Союзом лесопромышленников и Союзом промышленников, Советом муниципальных образований Красноярского края, экспертным Советом при Комитете по экологии и природным ресурсам Законодательного собрания, Министерствами лесного хозяйства и Министерством экологии и природных ресурсов опирается на Правительственные Распоряжения и Постановления, подписанных в разное время В.В. Путиным.

    Прежде всего, – это комплексная программа «Развитие биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года» и Распоряжение за №1-р от 08.01.09 «о ВИЭ». Эти документы содержат целевые показатели как по срокам, так и по объемам необходимых достижений и подлежат безукоснительному исполнению.

    Комплексная Программа развития биотехнологий в Российской Федерации предусматривала к 2020 году довести производство твердого экспортного биотоплива до 18 млн тонн на сумму не менее 120 млрд руб. Красноярский край к 2030 году имеет все условия для производства твердого биотоплива в объеме до 3 млн тонн на сумму до 20 млрд рублей в год.

    Для успешной реализации положений программы роль государства заключается в совершенст­вовании законодательной базы и выработки мер стимулирования использования возобновляемого сырья. Не обойтись без мер принуждения, НО только после предложенных «правил игры…». До утверждения всех предложений по мерам принуждения, особенно в части закона, необходимо силами отобранных по конкурсу организаций реализовать пилотные проекты где на практике все тщательно отработать и только потом тиражировать в жизнь.

    Имеет право на жизнь в период пилотных проработок адаптации схемы региональных операторов по ТКО, с поддержкой тех организаций, которые будут профессионально заниматься этим бизнесом.

    Дело за ГОСУДАРСТВОМ и не в формальном, а в действенным и эффективном государственно–частном ПАРТНЕРСТВЕ! В этой связи ВСА БТК призывает всех участников темы обращения с разноотраслевыми отходами к объединению усилий и потенциала, имеющегося у каждого участника формирующегося рынка обращения с отходами. Положительный результат ОЧЕВИДЕН.От дымящихся свалок – к индустрии переработки отходов

    Журнал «ЛПК Сибири» №1 / 2018

    Читайте также: