Ольга Борискина: «Коллегия – эффективный инструмент для ужесточения контроля за реализацией инвестпроектов»

Мария Александрова, фото: Анастасия Тамаровская

226
Ольга Борискина, заместитель министра лесного хозяйства Красноярского края

В 2017 году исполнилось ровно десять лет с того момента, как в России был утвержден список приоритетных проектов в области освоения лесов. Таким способом власти планировали повысить инвестиционную привлекательность лесной отрасли и увеличить долю продукции глубокой переработки леса. Красноярский край оказался одним из лидеров среди субъектов РФ по количеству заявленных к реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов. Позже наш регион прославился рядом скандалов, когда инвесторы, воспользовавшись предоставленными государством льготами, меняли свои планы и сворачивали реализацию проектов. Как краевым властям удалось упорядочить работу с инвесторами, какие механизмы контроля оказались наиболее эффективными, и есть ли сейчас желающие вкладывать капитал в создание новых лесоперерабатывающих производств на территории нашего региона – об этом мы побеседовали с заместителем министра лесного хозяйства Красноярского края Ольгой Борискиной.

Ольга Викторовна, для начала давайте немного вернемся в историю реализации крупных инвестиционных проектов в области освоения лесов в Красноярском крае. Все мы помним компании, которые заявляли амбициозные проекты, обещали создание новых масштабных производств, в том числе и целлюлозных, рабочих мест, а потом со скандалами меняли свои планы. На Ваш взгляд, в чем причина срыва проектов?

В Красноярском крае, как и в других регионах России, был ряд проек­тов, которые себя не оправдали. Большая часть из них разрабатывалась и утверждалась на протяжении нескольких лет и к моменту непосредственной реализации существенно изменились как экономические условия, ситуация на внутренних и внешних рынках, так и условия кредитования. Это сыграло негативную роль. Безусловно, были и субъективные причины: по некоторым проектам – просчеты самих инвесторов при разработке моделей развития, сказались и ошибки менеджмента, и смены управленческих команд, что в итоге отразилось на реализации проектов. Все эти факторы и привели к тому, что на сегодняшний день по некоторым приоритетным инвестиционным проектам зафиксированы отставания от заявленных ими самими планов, а несколько проектов и вовсе были исключены их перечня приоритетных.

В марте 2015 года после череды скандалов с недобросовестными инвесторами, учитывая печальный опыт, в Красноярском крае было принято решение кардинально изменить подходы по работе с такими крупными и важными для региона инвесторами. При тогда еще министерстве природных ресурсов и экологии края была создана коллегия по осуществ­лению контроля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проек­тов в области освоения лесов.

Каковы функции этой коллегии и механизмы контроля за ходом реа­лизации проектов?

По итогам каждого квартала, то есть 4 раза в год, мы проводим заседания коллегии. На них приглашаются руководители инвестиционных проек­тов. Кроме того, обязательно присутствует руководство министерства лесного хозяйства края, а также начальники отделов, курирующих различные аспекты реализации прио­ритетных инвестиционных проек­тов в области освоения лесов. В ходе заседаний коллегии мы рассматриваем соблюдение графиков реализации проектов, выполнение обязательств в части уплаты арендной платы, выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, предоставленных в аренду. Помимо этого, на заседаниях коллегии подводятся итоги деятельности предприятий, отмечаются дос­тижения и успехи проектов, обсуждаются проблемы, возникающие в рамках их реализации, и что немаловажно – находятся пути их решения.

По итогам работы коллегии успешно завершены два приоритетных инвестиционных проекта в области освоения лесов – «Новоенисейский ЛХК» и ООО «Енисейский фанерный комбинат», еще один – ООО «Приангарский ЛПК» – готовится к завершению.

С достижениями и успехами понятно, а если коллегия выявляет недостатки или, скажем, отставания от графиков реализации того или иного проекта, что в таком случае происходит?

Выявленные в ходе заседаний коллегии нарушения заносятся в протокол, обязательно указываются сроки их исправления, после чего выписки из протокола направляются в адрес предприятий. На следующем заседании коллегии, в том числе, рассматривается исполнение протокола. Как показывает практика, этот механизм показал свою эффективность.

Коллегия существует два года, каковы результаты ее работы?

Начнем, безусловно, с хорошего. По итогам работы коллегии успешно завершены 2 проекта – это ЗАО «Новоенисейский ЛХК» и ООО «Енисейский фанерный комбинат», еще один готовится к завершению (ООО «Приангарский ЛПК»). Выдано 8 предписаний о необходимости устранения выявленных нарушений, 2 проекта исключены из перечня прио­ритетных – это ООО «КЛМ-ЭКО» и ООО Фирма «Мастер».

Помимо коллегии, в крае в целом были ужесточены требования к инвесторам?

Совершенно верно, требования к инвесторам теперь предъявляются более жесткие: заготавливать древесину они могут только для собст­венных нужд, передавать лесные участки в субаренду им запрещено, осваивать выделенную лесосеку они смогут лишь за 2 квартала до запуска производства, одновременно с запуском лесопереработки они должны будут утилизировать отходы. В качестве основного условия для принятия к рассмотрению проек­тов, претендующих на включение в перечень приоритетных, отныне необходимо предоставление документов, подтверждающих наличие финансирования.

Отмечу также, что в рамках конт­роля за реализацией инвестпроектов мы в обязательном порядке  выезжаем и контролируем ситуацию на местах, на производственных площадках, усилен контроль за реализацией проектов и со стороны лесничеств.

В августе на заседании коллеги вы рассматривали результаты работы инвестпроектов в 1 полугодии 2017 года. Они вас больше порадовали или огорчили?

Положительных результатов, конечно, больше. Три лесоперерабатывающих производства работают в полную мощность: ООО «Приангарский ЛПК», АО «Краслесинвест», ООО «Сиблес Проект». Благодаря реализации данных проектов, Красноярский край демонстрирует существенный прирост в заготовке древесины и уже занимает второе место в РФ после Иркутской области. А выпуск пилопродукции вырос за первое полугодие 2017 года на 32%.

Если оценивать ситуацию в целом, то большинство инвестпроектов активно осваивает инвестиции, наращивает объемы производства, добросовестно выполняет обязательства по уплате налогов и арендных платежей. Ряд инвесторов только приступил к реализации проектов, на данный момент проводят проектно-изыскательские работы, приобретают технику и оборудование, готовят площадки под строительство объектов.

При этом по ряду действующих инвестпроектов члены коллегии отметили отставания от сроков реа­лизации заявленных концепций, зафиксировали проблемы с выполнением противопожарных и лесовосстановительных мероприятий на арендованных лесных участках. Мы особо акцентировали внимание руководителей ряда инвестпроектов, что выявленные недостатки могут стать основанием для исключения проекта из перечня приоритетных, что, в свою очередь, грозит расторжением договоров аренды лесных участков.

Подчеркну, что сегодня можно смело говорить о том, что создание коллегии позволило повысить эффективность осуществления контроля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, оперативно выявлять возникающие отставания и нарушения и своевременно принимать соответствующие меры.

Журнал «ЛПК Сибири» №3 / 2017

Автономные отопители Eberspächer - комфортная работа в любой мороз!