Приоритетные инвестиционные проекты Вологодской области: опыт и перспектива

Денис Груздев, фото: пресс-служба Департамента лесного комплекса Влогодской области

574
Денис Груздев, заместитель начальника Управления стратегического планирования и инвестиционного развития Департамента лесного комплекса Вологодской области

Реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Вологодской области, проблемы законодательства
и правоприменения, трудности, с которыми сталкиваются инвесторы.

30 июня 2007 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», данный документ направлен на привлечение инвестиций в лесной комплекс страны за счет предоставления лесных участков в аренду без проведения аукцио­на и установлению льготного размера арендной платы (коэффициент 0,5) на период окупаемости инвестиционного проекта.

По состоянию на 3 ноября 2017 года в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включен 141 проект, в том числе 46 проектов официально признаны Минпромторгом России завершенными.

На территории Вологодской области в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включены 22 проекта, в том числе 5 проектов полностью реализованы и признаны Минпром­торгом России завершенными. Общий объем инвестиций составляет 14,8 млрд руб., фактически вложено 14,2 млрд руб. Помимо указанных, еще пять проектов завершили инвестиционную фазу и ввели в эксплуатацию все производственные объекты, предусмотренные концепциями инвестиционных проектов.

Для реализации проектов подобраны лесные участки с объемом ежегодной расчетной лесосеки 5 млн м3 в год (16,8 % от общей расчетной лесосеки области).

За срыв сроков реализации инвестиционных проектов из перечня приоритетных в период с 2013 по 2017 годы исключены 4 проекта.

В целях совершенствования конт­роля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Вологодской области и решения наиболее проблемных вопросов, возникающих в ходе контроля, распоряжением Губернатора области от 17 июля 2017 года № 2488-р создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли специалисты Департамента лесного комплекса области, сотрудники правоохранительных органов и налоговой службы.

Основная проблема, сдерживающая реализацию инвестиционных проектов, – сложность привлечения заемных средств. Кредитные организации предъявляют высокие требования к заемщику и залоговому имуществу. При этом кредитная заяв­ка проходит длительную процедуру рассмотрения и не всегда имеет положительный результат.

Существующее законодательство в данной сфере имеет ряд следующих недостатков и неопределенностей.

Инвестор должен документально подтвердить наличие собственных и (или) привлекаемых для реализации инвестиционного проекта средств в размере заявленных инвестиций. При этом нигде не указано, каким документом должно быть подтверждено финансирование. В настоящее время федеральные ведомства требуют в качестве подтверждения наличия собственных средств выписку с банковского счета организации-инвестора, в качестве подтверждения заемных средств – заключенный кредитный договор. Подтверждение должно быть на всю сумму планируе­мых инвестиций. Даже при сумме инвестиций в 300 млн руб. возникает проблема в предоставлении данных документов.

Не предусмотрена процедура резервирования лесных участков для реализации инвестиционного проек­та до подачи заявки в заинтересованный орган. Инвестор начинает разработку концепции инвестиционного проекта, опираясь на определенные лесные участки, однако юридических гарантий того, что данный лесной фонд не будет передан в пользование другим лицам, не получает.

Недостаточно регламентированы функции заинтересованного органа по контролю за ходом реализации проектов. Исходя из существующей редакции постановления, контроль осуществляется за счет анализа отчетов инвестора о реализации проекта. При этом не указано о возможности проведения выездных проверок на производственные площадки.Существуют и другие проблемы в правоприменении действующего законодательства. Соответствующие предложения от Вологодской области по внесению изменений направлены в Минпромторг России. К сожалению, разработка и согласование новой редакции Постановления № 419 длится уже более года.

В ближайшей перспективе на территории региона планируется реализация следующих крупных инвестиционных проектов, направленных на глубокую переработку древесины.

Инвестиционный проект ООО «Соколь­ский фанерный комбинат» по строительству нового завода по производству фанеры в г. Сокол мощностью 130 тыс. м3 в год. Срок реализации проект: 2018–2019 годы. Объем инвестиций: 7 591 млн рублей. Ожидаемые бюджетные результаты от 168,8 млн руб. к 2020 году. Социаль­ная эффективность от реализации проекта – создание новых высокопроизводительных рабочих мест, планируемая численность персонала – 578 человек.

Компания ООО «Свеза» прорабатывает возможность реализации проекта строительства сульфатоцеллюлозного завода (завод по производству беленой крафт-целлюлозы). Производственные мощности завода: объем продукции – 1–1,2 млн тонн/год (производительность завода зависит от соотношения в общем объеме выпуска хвойной целлюлозы и лиственной целлюлозы). Общий объем инвестиций – более 2 млрд долларов США. Срок реализации: 2018–2022 годы.

ООО «Плитвуд» планирует реализацию инвестиционного проекта по созданию современного, высокотехнологичного производственного комплекса по выпуску клееной фанеры мощностью 120 тыс. м3 в год, а также восстановлению производства ДСП/ЛДСП в п. Вохтога Вологодской области на базе существующего комбината с повышением производительности до 25 тыс. м3 в месяц. Срок реализации: 2018–2021 годы. Объем инвестиций – 65 млн евро. Бюджетный эффект – 150 млн рублей к 2021 году. Создание 300 новых рабочих мест.

Журнал «ЛПК Сибири» №4 / 2017

Автономные отопители Eberspächer - комфортная работа в любой мороз!