От топора до лесного комбайна (Часть 2)

Геннадий Миронов, фото: Геннадий Миронов

779
Валка дерева электропилой К-5

Планами первой послевоенной пятилетки предполагалось превратить лесную промышленность в механизированную отрасль народного хозяйства. Основой технической модернизации должны были стать электрификация и внедрение трелевочных тракторов для механизации работ на лесосеке.

Первой из электрических пил на лесосеке стала электропила ВАКОПП. Однако ее двигатель мощностью всего 1,3 кВт оказался довольно массивным, и общий вес инструмента составил 22 кг. Так что управляться пилой под силу было только двум рабочим. Для выработки электроэнергии на лесосеке устанавливалась передвижная электростанция ПЭС-12-50 мощностью 12 кВт. В первые годы большинство таких электростанций работали на газогенераторном топливе (древесных чурочках). На валке леса приходилось от генератора к каждому дереву тянуть силовой электрокабель. Тем не менее в Красноярском крае в ряде леспромхозов вальщики и раскряжевщики показывали весьма неплохие результаты.

Однако наиболее крупные перемены в технологии лесосечных работ связаны с появлением нового трелевочного трактора КТ-12.

Погрузка бревен тракторным краном на автомобиль ЗИС-5

В отличие от гусеничных тракторов общего назначения, новая машина была в высшей степени приспособлена для работы в лесу. Высокий дорожный просвет, независимая балансирная подвеска, низкое удельное давление на почву гусениц, фигурные грунтозацепы траков обеспечивали ей проходимость практически в любых условиях. Трактор был оснащен весьма мощной лебедкой, с помощью которой на специальный стальной щит подтягивались спиленные деревья или хлысты и удерживались при транспортировке волоком. На тракторе устанавливалась газогенераторная установка мощностью 37 л.с., работающая на древесных чурочках.

В 1949 году началось серийное производство новой электромоторной пилы К-5. В отличие от ВАКОПП, пила К-5 за счет повышенной частоты тока (200 Гц) и меньшей массы электромотора оказалась весом 9,5 кг, то есть в два раза легче и существенно выше по производительности пиления. Ею легко управлял один рабочий. Однако наличие кабеля и необходимость установки в лесосеке передвижной электростанции снижали эффективность весьма нужного инструмента.

Газогенераторные установки и электропилы небольшими партиями выпускались на Красноярском механическом заводе.

Новая техника подготовила перемены в технологии лесозаготовок. 1949 год считается началом применения хлыстовой вывозки леса. Новую технологию обкатывали в Казачинском ЛПХ. Это был крупный шаг вперед. Перенесение раскряжевки хлыстов из лесосеки на нижние склады позволяло увеличивать выход деловой древесины за счет более рациональных схем раскроя. Однако эффективное решение этого вопроса сдерживалось низкой энерговооруженностью нижних складов и маломощным автомобильным парком лесной отрасли.

К тому же узким местом в лесном конвейере оставалась погрузка древесины. Еще с довоенной поры для погрузки бревен использовались примитивные стреловые деревянные краны – деррики с конной тягой. Потом появились автодеррики, стрела которого монтировалась на раме автомобиля.

Стреловая крупнопакетная погрузка хлыстов на автомобиль МАЗ-200

Затем пришел черед автомобильных кранов и погрузочных стрел на тракторе КТ-12. Потом зародилась идея крупнопакетной погрузки, когда за один прием грузился предварительно сформированный воз хлыстов, по объему равный грузоподъемности автомобиля.

В качестве грузоподъемного механизма использовался трелевочный трактор или специальная лебедка. Вся погрузка обычно занимала 15–20 минут.

Технология крупнопакетной погрузки продержалась в лесу вплоть до середины 60-х годов.

К концу 40-х годов лесная отрасль Красноярского края вышла на довоенный уровень. Заготовку и вывозку древесины вели четыре лесных треста: «Краслес», «Красдрев», «Хакаслес» и «Красхимлес», в 1950 году заготовившие более 3,3 млн м3 древесины.

Для обеспечения плановых объемов краевые партийные и советские органы в массовом порядке привлекали колхозников, как тогда говорили, «в порядке шефства над лесозаготовками», к выполнению планов заготовки древесины. С 1950 по 1956 годы по всему краю, от Хакасии до Туруханского района, ежегодно от трех до четырех тысяч рабочих и примерно столько же возчиков с лошадьми отправлялись из сел и деревень на лесозаготовки. Колхозники работали на своих лошадях, прибывали на лесозаготовки со своими продуктами питания и фуражом. На всех выставлялся план заготовок по трелевке и вывозке, доходивший до 2,5 млн м3 на зимний сезон. Кроме того, свыше пяти тысяч колхозников привлекались в порядке той же трудовой и гужевой повинности на лесосплавные работы. Зимний сезон 1956–1957 годов стал последним, когда сельские жители принимали участие в выполнении плана лесозаготовок, затем все леспромхозы перешли на работу с постоянными кадрами.

В 1954 году в поселок Стрелка, расположенный на полуострове в устье Ангары, была переведена Енисейская сплавная контора, созданная в начале 30-х годов. Стало возможным через Стрелку с минимальными экономическими затратами сплавлять по течению круглый лес, добытый на берегах Ангары, Енисея, Бирюсы, Чуны, Усолки, Тасеевой.

С середины 50-х годов Енисейская сплавная контора начала быстро развиваться и вскоре стала самым крупным предприятием Сибири по организации и координации лесосплавных работ.

В 1955 году наметился некоторый перелом к лучшему в лесной отрасли края. Во многом он связан с появлением новой техники и механизированного инструмента. В первую очередь сказалось появление в лесу бензиномоторной пилы «Дружба».

Пилу разработали в 1954 году в конструкторском бюро Харьковского авиационного завода и назвали «Дружбой» в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, которое широко отмечалось в то время. Достаточно мощный (3 л.с.) и экономичный двигатель с надежным беспоплавковым карбюратором, проверенным на военных поршневых самолетах, а также детали из легких сплавов позволили довести вес ее до 12 кг. В 1957 году на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе пила «Дружба» получила «Гран-при».

Валка дерева бензопилой «Дружба»

«Дружба» сразу же пришлась по душе лесорубам и быстро потеснила электропилы на валке леса. Почти одновременно с бензопилой на смену трактору КТ-12 пришел новый трелевочник ТДТ-55 с двигателем, работающим на дизельном топливе, автомобили ЗИС-5 и ЗИС-21 заменил более мощный ЗИС-151, а чуть позднее на вывозке леса появился МАЗ-501. Предприятия Минлеспрома в Красноярском крае к 1955 году получили 420 тракторов и 498 лесовозных автомобилей. В том же году впервые был выполнен план лесозаготовок на 101,1%, вывезено около 5,8 млн м3 древесины.

На нижних складах на погрузке вагонов стали применяться консольно-козловые краны ККУ-7,5. Так, в лесной отрасли Красноярского края в 1957 году одновременно на погрузке вагонов работало 30–35 кранов, отгружалось по 250–300 вагонов в сутки. В крае росло производство шпал и пиломатериалов.

Журнал «ЛПК Сибири» №2 / 2017

Автономные отопители Eberspächer - комфортная работа в любой мороз!