More

    Ольга Борискина: «Расторжение договоров с недобросовестными арендаторами позволит повысить эффективность управления лесами»

    Выставки

    Проблема невыполнения обязательств арендаторами по освоению взятых в пользование лесных участков актуальна не только в нашем регионе, но и в ряде других субъектов страны. Красноярский край инициировал внесение изменений в действующее законодательство с целью ужесточения требований к недобросовестным арендаторам, что в перспективе позволит повысить эффективность управления лесами.

    Сейчас на территории Краснояр­ского края лесные участки для заготовки древесины переданы 307 арендаторам. Ежегодный возможный объем использования лесов сос­тавляет 24,8 млн кубометров – это 45% от доступной ежегодной расчетной лесосеки по Красноярскому краю.

    В 2017 году специалисты министерства лесного хозяйства Красноярского края проанализировали информацию об использовании переданных в аренду лесов. Результаты этой работы показали, из 483 действующих договоров аренды по 184 (49,7%) договорам с расчетной лесосекой 13 млн кубометров освоение не превышает 50%. По факту из 13 млн кубометров было заготовлено только 3,4 млн кубометров (26%), и это фиксируется на протяжение всего анализируемого периода.

    По 101 договору аренды расчетная лесосека в размере 2,6 млн кубометров не осваивается в полном объеме, в том числе по 14 договорам аренды с ежегодным объемом в размере 700 тыс. кубометров неосвоение выявлено в течение всего анализируемого периода.

    Ольга Борискина: «Расторжение договоров с недобросовестными арендаторами позволит повысить эффективность управления лесами»О чем это говорит? Прежде всего, это свидетельствует о том, что  арендаторы в основном осуществляют вырубку доступных хвойных лесов, такое недобросовестное отношение ведет к нерациональному и истощительному использованию лесных участков. Возможен и второй вариант: нерадивые арендаторы формально резервируют за собой леса, что также не предусматривается действующим законодательством.

    Как результат – выявленный ежегодный объем недоиспользованной расчетной лесосеки по данным двум категориям составляет порядка 12 млн кубометров, что ведет к неоправданному накоплению запасов перестойных насаждений с низким качеством древесины, усилению лесопатологических процессов, а также к созданию условий для развития пожароопасных ситуаций.

    Выходом из сложившейся ситуа­ции является расторжение таких договоров аренды лесных участков. Соответствующие предложения неоднократно поступали в адрес министерства лесного хозяйства Красноярского края от органов местного самоуправления лесных районов. Однако, на данный момент действующее законодательство не предусматривает возможность расторжения договоров аренды лесных участков, заключенных для заготовки древесины по таким основаниям.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 утверждена типовая форма договора аренды лесного участка, согласно которой установлены права, обязанности и ответственность арендатора при осуществлении использования лесного участка.


    Пунктом 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 № 191 «Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки» определено, что расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.


    Для решения данного вопроса считаем целесообразным внести изменения в вышеуказанную типовую форму договора аренды лесного участка в части установления основания для расторжения договора аренды лесного участка за невыполнение обязательств по освоению установленной расчетной лесосеки по такому договору в объеме более 50 % по истечению 2-х лет с момента его заключения.

    Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось к руководителю Федерального агентства лесного хозяйства с предложением инициировать внесение вышеуказанных изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка». Мы уверены, что это позволит решить сразу несколько важных задач: обеспечить рациональное и непрерывное использование лесов на территории Красноярского края, высвободить дополнительные лесные участки и вовлечь их в пользование, а также  повысить эффективность управления лесами, в том числе в части поступления доходов от использования лесов в федеральный бюджет.Ольга Борискина: «Расторжение договоров с недобросовестными арендаторами позволит повысить эффективность управления лесами»

    Журнал «ЛПК Сибири» №4 / 2017

    Читайте также: