Внедрение дуальной модели образования в лесной отрасли Красноярского края

текст: Юрий Павлов, фото: КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий»

404
Юрий Павлов, директор КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий»

С ноября 2013 года Агентством стратегических инициатив совместно с Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ и другими министерст­вами реализуется проект «Молодые профессионалы», направленный на совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики. Одной из основных задач проекта является разработка, апробация, внедрение и распространение в пилотных регионах моделей дуальной системы образования – на данный момент самого перспективного направления в подготовке специалистов для реального сектора экономики, ориентированного на международные стандарты качества.

Дуальное обучение  получило название от слова «дуэт» – это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте.

Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя, которые  могут участвовать в подборе абитуриентов. Важнейшим компонентом –  является наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.Обучающиеся, приобретая умения и навыки на предприятиях, одновременно включаются в реальный производственный процесс, поэтому после выпуска им не нужна адаптация к производству, они могут безболезненно влиться в состав трудового коллектива.

Для предприятий дуальная система хороша тем, что в результате обучения «под заказ» появляются именно те кадры, которые нужны им. Принимая активное участие в учебном процессе, предприятия могут по ходу обучения корректировать его содержание, изменять учебные программы в соответствии с ходом своей технологической модернизации.

Важной особенностью дуального подхода к обучению является то, что в данном случае предприятие даже в большей степени, чем образовательное учреждение, заинтересовано в качественной подготовке кадров. Поэтому производственники в полной мере разделяют ответственность за организацию учебного процесса, осуществляют контроль над деятельностью образовательного учреждения, следят за наличием преемственности в теоретической и практической подготовке обучающихся, которых воспринимают уже как своих будущих работников. Дуальная система устраняет разрыв между тем, чему учат в техникуме и тем, с чем сталкиваются выпускники, приходя на предприятия. Это связано с тем, что материально-техническая база образовательных учреждений, как правило, обновляется с большим отставанием. На предприятиях же модернизация производства происходит постоянно – в соответствии с рождением новых технологий, производством нового оборудования и т.д.

Важно в настоящее время наладить взаимодействие министерства лесного хозяйства Красноярского края, работодателей и техникума, возродить институт наставников. В администрации президента заявили о возрождении созданной в СССР системы наставничества. Расширение движения наставничества, по замыслу чиновников, должно решить такую важную для страны экономическую задачу, как повышение производительности труда, улучшение качества жизни и формирование новых ценностей, необходимых для технологического рывка.

Наш техникум не являлся пилотной площадкой в нашем регионе, но элементы дуального образования прослеживаются уже много лет. На примере студентов заочной формы обучения. На сегодняшний день из 81 студента специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» –  44 (54%) работают на предприятиях лесной отрасли.

Дуальная модель образования тесным образом связана с целевым обучением, переход на которое становится неизбежным.

На сегодняшний день, нами разработана дорожная карта внедрения модели дуального обучение в  КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий». Основными точками реализации дорожной карты являются:

  • Формирование заявок на обучение по дуальной модели от организаций/предприятий ЛПК края.
  • Определение организаций/предприятий, которые будут выступать практическими площадками дуального образования.
  • Определение контрольных цифр приема.
  • Определение и формирование рабочего звена наставник – преподаватель для каждого обучающегося.
  • Организация школы наставников (обучение, консалтинговая служба).
  • Разработка системы мер стимулирования наставников.
  • Определение набора профес­сиональных компетенций выпускников.
  • Подготовка адаптированной дистанционной базы теоретического курса необходимых образовательных программ.
  • Составление индивидуальных учебных планов, определение тем курсовых и выпускных квалификационных работ.
  • Создание сертификационного центра квалификации выпускников дуального образования.
  • Содействие в трудоустройстве выпускников.

Уже проведен мониторинг среди лесничеств по выявлению потенциальных площадок для апробации форм дуального образования. Особое внимание выделялось лесничест­вам, где есть свободные вакансии: помощник лесничего, мастер леса, лесничий.

По результатам  мониторинга мы вышли с предложением стать пилотной площадкой дуального образования к следующим краевым лесничест­вам:

  1. Большемуртинское
  2. Краснотуранское
  3. Идринское
  4. Невонское
  5. Борское
  6. Эвенкийское
  7. Таймырское
  8. Саянское
  9. Даурское
  10. Емельяновское
  11. Северо-Енисейское

В завершении еще раз хочу отметить, что внедрение дуальной системы образования позволило бы в первую очередь заполнить свободные рабочие вакансии в лесничествах края и во вторую очередь облегчить процесс необходимого обучения уже работающих специалистов без долговременного отвлечения от рабочего процесса.Журнал «ЛПК Сибири» №1 / 2018

Автономные отопители Eberspächer - комфортная работа в любой мороз!