Экскаватор-харвестер: одна машина для всех задач

Станислав Казаченко, фото: Алексей Тарасюк

802

Еще недавно лесозаготовительная деятельность требовала большого количества техники. Многие машины, выполнив свою часть работы на участке, простаивали. Однако харвестерные головки SP позволяют сделать харвестер универсальным. Это позволяет экономить деньги на покупку силовых машин и их ремонте, а также сокращает время простоя.

О процессе переоборудования экскаватора в харвестер и о процессе обучения работе на такой технике журналу «ЛПК Сибири» рассказал Алексей Тарасюк, генеральный директор ООО «Технопарк».

Благодаря научно-техническому прогрессу, за последние 10 лет существенно изменились требования лесозаготовителей к приобретаемому оборудованию. Покупатели все чаще делают выбор в пользу сортиментной технологии заготовки древесины. Ответом на требования рынка стали шведские харвестерные головки SP Maskiner. Именно они позволяют переоборудовать уже известные своей надежностью и мощностью экскаваторы Doosan в экскаваторы-харвестеры.

Сами харвестерные головки были изобретены еще 37 лет назад, и первооткрывателем здесь стала именно компания SP. Они выпускаются и сейчас. Многолетний опыт компании позволил продукту заслужить репутацию надежного и самого технологичного. Устойчивость всей конструкции обеспечивает литая рама, но кроме нее в изготовлении головок используется еще множество запатентованных разработок.

Качество головок SP в разное время оценили многие заводы харвестеров. Продукцию SP Maskiner и сейчас устанавливает на свою технику ряд мировых производителей гусеничных и колесных харвестеров.

Новая технология переоборудования делает машины действительно универсальными и высокопроизводительными. Теперь они могут решать не только свои основные задачи, но и взять на себя многие дополнительные функции, необходимые в лесной индустрии.

Перечислим их:

  1. Заготовка леса.
  2. Обработка лесоматериала (обрезка сучьев и распиловка на сортимент) в лесу или на складских площадках.
  3. Сортировка и погрузка.
  4. Строительство лесовозных дорог.
  5. Выполнение подсобных строительных работ.
  6. Выполнение работ по пожаробезопасности, противопожарные рвы и полосы.
  7. Подготовка площадок для высадки деревьев.

Переоборудование экскаваторов Doosan с использованием харвестерных головок SP Maskiner позволяет заметно сократить затраты и повысить коэффициент использования машины. Лесопереработчику теперь не требуется приобретать дополнительные единицы техники, которые бы простаивали после решения отдельных задач. Больше того, они существенно экономят силы и время благодаря простоте в обслуживании и эксплуатации.

Основное направление работы гусеничных харвестеров – валка деревьев, обрезка сучьев и раскряжевка. Но его можно использовать и как процессор (работа с процессорной головкой на верхнем или нижнем складах по раскряжевке хлыстов на сортименты), и как погрузчик-перегружатель (работе с грейфером на погрузке древесины в подвижной состав), и как экскаватор на строи­тельстве временных лесовозных дорог (работа с ковшами различного объема и формы). Кстати, в экскаваторном режиме гусеничный харвестер можно использовать и на подготовке почвы для естественного лесовосстановления. Очевидно, что традиционное использование бульдозеров эту задачу не решает.

Расскажите, пожалуйста, про особенность переоборудования экскаватора в харвестер?

Для безопасной эксплуатации экскаватора-харвестера в лесу требуется тщательно подготовить и смонтировать защиту на машину. Во-первых, весь корпус машины обваривается металлическим «скелетом», защищающим от падения деревьев. Изготавливается защита лобового стекла, крыши кабины, капотного отсека.

При работе харвестерной головки возможен вылет сучков с большой силой и скоростью. Для этого мы меняем лобовое стекло на бронированное, толщиной 30 мм.

Также производится защита ходовой части, а именно опорных катков экскаватора и гусеничной ленты (цепи). Наваривается защитная балка с внутренней и наружной сторон.

Все люки, находящиеся на днище машины, заменяются на усиленные, с большей толщиной металла. Благодаря этому пни, коряги, прочие предметы не могут попасть в рабочие отсеки машины или пробить баки с техническими жидкостями.

Люки на гидромоторах хода тоже меняются на более прочные с большей толщиной металла.

Для увеличения обзора оператора при погрузке и выгрузке высокого штабеля или вагонов изготавливается проставка под кабину. Высота проставки от 1,2 м до 1,8 м, в зависимости от требований заказчика.

Кабина имеет гидравлический механизм опускания с выносным пультом управления для складывания кабины в транспортное положение.

Для удобства работы в круглосуточном режиме монтируется дополнительное освещение на кабину, на стрелу, на корпус машины.

 

Производится настройка и регулировка гидравлической системы экскватора для работы с харвестерной головкой. Производится настройка компьютера, калибровка и настройка всех датчиков. Производится пусконаладка. Производится обучение операторов харвестера в течении 3–7 дней в зависимости от опыта сотрудников клиента. Мы не забываем и об удобстве и комфорте оператора.

Заводом изготовителем экскаваторов Doosan для повышения комфорта оператора используются: электронная система климат-контроля, установлено комфортное кресло оператора на пневмоподвеске, эргономично расположенные органы управления и приборы контроля, а также всевозможные меры по звуко– и виброизоляции.

Как давно на рынке такая технология? С чего все началось и кто ее основатель?

Технология пришла на рынок со времен появления харвестерных головок. В первую очередь их начали навешивать и эксплуатировать на тракторах и экскаваторах. Затем уже придумали специальную машину и назвали ее «харвестер». На сегодняшний день это очень популярная технология. Она не такая затратная финансово, по сравнению с приобретением колесного или гусеничного харвестера. Стоимость примерно вполовину дешевле. Но функ­ционал практически тот же.

Для каких целей и какими заказчиками используется такая техника?

Такие машины эксплуатируются для заготовки, раскряжевки, а также как процессор для сортимента. Заказчиком может быть любое предприя­тие, от частного предпринимателя до крупных лесозаготовительных предприятий. Особенно интенсивно эксплуатируют такую технологию крупные предприятия, используя такие машины для процессора. То есть машина раскряжует и пилит на сортимент уже заготовленные и вывезенные из леса хлысты. Цель – минимизировать затраты на кубометр при заготовке и обработке леса.

Со стороны производительности, какие отличия обычного харвестера от экскаватора с такой же головкой?

При одинаковых харвестерных головках производительность экскаватора-харвестера и колесного харвестера будет одинаковая, но также нужно принимать во внимание рельеф местности. У экскаватора-харвестера есть один большой плюс – он дешевле практически в два раза.

Есть ли какие-то определенные стандарты для переоборудования?

Для переоборудования какого-то конкретного экскаватора нужно точно подобрать размер и производительность харвестерной головки. Чтобы было соответствие в весе, в параметрах гидравлического давления и потока. Так же учитываются технические параметры лесосырьевой базы клиента. Толщина деревьев, порода деревьев, грунты, сезонность заготовки, нюансы есть. Но в общей массе эксплуатируются экскаваторы массой от 22 до 30 тонн, с разными типа размерами харвестерных головок.

Нужно ли регистрировать такую переоборудованную технику в гостехнадзоре?

Техника регистрируется как экскаватор, на данный момент законодательство не внесло поправок или изменений.

Какие плюсы и минусы такого переоборудования?

Часть плюсов озвучена выше, можно отметить следующее: экскаватор позволяет смонтировать на него более мощную и производительную головку по сравнению с аналогичным колесным харвестером, производительность экскаватора ни сколько не уступает колесному харвестеру, в любой момент экскаватор-харвестер может быть переоборудован в экскаватор с ковшом, либо в перегружатель с захватом. Большое количество сервисных центров по всей стране. Доступность запасных частей как по наличию, так и по стоимости.

В предлагаемых нами экскаваторах Doosan, установлены двигатели Евро-2 с механическим ТНВД. Это их отличает от колесных харвестеров с системой впрыска Common Rail. При использовании некачественного топлива, особенно в зимний период, двигатель с механической системой может спокойно работать, в то время как электронный впрыск выходит из строя, и ремонт его обходится в четыре-пять раз дороже, чем у механической системы.

Требуется ли переобучение оператора для работы на такой технике?

Все зависит от того, на какой машине до этого работал оператор.

Для работы на экскаваторе-харвестере не требуется специальных знаний. Но опыт работы на подобных машинах – это, конечно же, плюс для оператора.

Достаточно пройти курс обучения, который проводит наш инженер. Мы проводим данное обучение бесплатно для своих клиентов при вводе в эксплуатацию.

Управление харвестерной голов­кой происходит с помощью специа­льных джойстиков с кнопками и электронной программы управления Dasa на ж/к мониторе. Dasa одна из самых простых программ для харвестеров. Навык вырабатывается не сразу, спустя несколько дней оператор сможет выйти на средний уровень. Конечно же, в сравнении с колесными харвестерами, эта система проще. Тем самым собственник машины сможет легче найти оператора на харвестер-экскаватор.

Какую экономическую выгоду для заказчика несет такое переоборудование? С точки зрения стоимости харвестера и экскаватора с харвестерной головкой какие плюсы и минусы для заказчика?

Основная выгода – это стоимость данной машины. Экскаватор с харвестерной головкой обойдется для клиента почти в два раза дешевле колесного харвестера. Плюс содержание и обслуживание также выйдет дешевле из-за стоимости запасных частей и ТО, а это, соответственно, повлияет на стоимость одного кубометра заготовки. Основная задача – повысить конкурентоспособность клиента в современных условиях функционирования международного рынка лесоматериалов.

Если сравнить стоимость владения харвестером и таким экскаватором, что затратнее?

Безусловно, эксплуатация харвестера более затратная, так как данная техника очень сложна и несет в себе интеллектуальную высокотехническую составляющую, порой даже с запатентованными технологиями. Поэтому стоимость запасных частей и обслуживания дороже, чем у экскаваторов. Неудивительно, ведь последние гораздо проще и имеют лишь одну функцию – копать. Зато они имеют большую конкуренцию и более широкий модельный ряд по сравнению с рынком специальных лесных машин.

Пару советов для читателя, который хочет переоборудовать свой экскаватор в лесозаготовительную машину?

Совет один, уважаемые лесозаготовители, обращайтесь к квалифицированным инженерам, к дилерам техники, ведь у них огромный опыт, необходимый для выполнения данной задачи, а также нужное оборудование, знания и навыки. Это позволит вам не только уберечь технику от порчи, но и получить универсальную машину для работы в лесу с гарантией и техническим сопровождением.

Журнал «ЛПК Сибири» №3 / 2017

Автономные отопители Eberspächer - комфортная работа в любой мороз!