ОСП плита – рост рынка неизбежен

110

Рассмотрим рынок ОСП (OSB) плиты в рамках объединения ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия). Это актуально в свете развития производства плит ОСП в республике Беларусь, которая наряду с Россией стала занимать ключевые позиции в данном направлении.

В настоящее время производственные мощности в ЕАЭС насчитывают 2,27 млн кбм, то есть уровень освоения составляет 68%. Все производственные мощности расположены в России и Беларуси. В республике Беларусь находится крупнейшее в мире производство плит ОСП с производительностью 900 000 кбм в год (ИООО «Кроноспан ОСБ»). Оттуда продукцию активно экспортируют в страны ЕС и Россию.

Основным потребительским рынком является Россия, на втором месте по потреблению — Казахстан, на третьем — Беларусь. В странах, где существует собственное производство плит ОСП, уровень потребления существенно выше.

На рынке очевидны две тенденции. Во-первых, падение внутреннего потребления фанеры, с параллельным увеличением её производства и экспорта. Во-вторых, стабильный и устойчивый рост потребления плит ОСП, несмотря на кризисные явления в российской экономике в 2014-2016 годы. Объём потребления плит ОСП почти сравнялся с потреблением фанеры.

На текущий момент можно заключить, что фактический объём производства плит ОСП в рамках ЕАЭС превысил объём видимого потребления в 2015 году. Таким образом, рынок ОСП стран ЕАЭС можно считать условно дефицитным только из-за экспорта плит ОСП за пределы объединения.

С учётом того, что на настоящий момент не все производственные мощности запущены в полную силу, можно ожидать, что превышение производства над потреблением в рамках ЕАЭС в ближайшие годы усилится. С другой стороны, рост потребления плит ОСП в ближайшие годы может быть простимулирован восстановлением экономики и строительной отрасли.

Избыточные объёмы продукции экспортируются на внешние рынки. При этом, экспортным товаром является фанера, а не плита ОСП. Порядка 65% производимой в стране фанеры экспортируется, в то время как доля экспорта ОСП составляет всего 10,7%.

Суммарное видимое потребление конструкционных плит в России составляет порядка 2,67 млн кбм., и этот уровень практически не меняется с 2013 года. Изменяется только структура потребления в виде увеличения потребления плит ОСП и снижения потребления фанеры.

Производство фанеры с избытком перекрывает потребности внутреннего рынка, в то время как потребности рынка в ОСП отечественного производства в настоящее время не обеспечены. После пуска производства холдинга Kronospan в Беларуси суммарные объёмы производства плиты ОСП в России и Беларуси закрывают всю видимую потребность в плите ОСП всех государств участников ЕАЭС.

С учётом того, что производства плит ОСП, запущенные в России и Беларуси, не вышли на полную мощность, в ближайшей перспективе рынок стран ЕАЭС будет насыщаться продукцией собственного производства. Дефицит на внутреннем рынке может возникнуть только при существенном росте экспорта плиты ОСП или динамичном росте спроса со стороны строительной отрасли.

Российский рынок плит ОСП в настоящее время является дефицитным, так как объём производства существенно ниже, чем объём видимого потребления. Недостаток плит ОСП закрывается импортом. Тем не менее, если рассматривать в рамках ЕАЭС, производство плит ОСП перекрывает видимое потребление в рамках объединения, что достигается большим объёмом поставки из республики Беларусь.

Крупнейшие производители ОСП (ОСБ) плиты

К крупнейшим заводам по производству ОСП (ОСБ) плиты относятся ООО «Хиллман Лимитед», ООО «Кроношпан», ООО «СТОД» и ИООО «Кроноспан ОСБ». Эти компании активно конкурируют на наиболее премиальном рынке России. Среди них два крупнейших производства — ООО «СТОД» и ИООО «Кроноспан ОСБ» ориентированы непосредственно на рынок Москвы и Московской области.

Рынок плит ОСП находится в стадии формирования, что предполагает географическое зонирование домашних рынков для каждого производства, которое будет определятся эффективным расстоянием транспортировки. Стадия формирования рынка предполагает активное создание предприятиями-производителями дилерской сети, экспортных поставок и наращивание объёмов производства. При достижении точки насыщения локальные рынки будут поделены по минимальному ценовому или эксклюзивному предложению.

Для продукции как плита ОСП минимальная цена является ключевым фактором при продажах. Достижение минимальной цены обуславливается производственными возможностями (минимальные цены на сырьё, масштаб производства и т. д.) и минимальными транспортными затратами до потребителя (дилера).

Мировая практика развития рынка плит ОСП показывает, что по мере ввода предприятий с большими производственными мощностями, использующими эффективные технологии производства (непрерывного прессования), небольшие предприятия с неэффективным оборудованием уходят с рынка из-за высоких операционных затрат.

Предприятия, введённые в строй за последние годы на этапе формирования рынка, будут иметь существенные преимущества. Новым игрокам впоследствии будет существенно сложнее получить свою долю рынка. В настоящее время заявлено множество инвестиционных проектов по производству плит ОСП.

Несмотря на то, что на текущий момент российский рынок плит ОСП практически насыщен, у него есть потенциал роста за счёт развития строительной отрасли.