В предыдущих номерах «ЛПК Сибири» рассказывалось о линии по переработке отходов лесопиления в древесноугольные брикеты, построенной в п. Качуг Иркутской области. Кратко о технологии: опилки (микрощепа) подаются фронтальным погрузчиком на вибросито, просеиваются и шнековым конвеером подаются в кольцевой аэродинамический реактор сушки-подготовки сырья к прессованию.
Из сушильного реактора опилки с влажностью 2–3% пневмотранспортом передаются к циклону, осаждаются и шнековым конвеером подаются в бункер-накопитель прессов-экструдеров. Два пресса экструдера производят 3 т/ч сполимеризованного брикета. Брикет одевается на специальные вагонетки и вилочным погрузчиком перевозится к печи карбонизации. В печь загружаются 4 вагонетки с брикетами. Печь имеет мощный тепловой регенератор и высокопроизводительный жаростойкий вентилятор, обеспечивающие термостабилизированный пиролиз брикетов.
В печи карбонизации пиролизные газы не сжигаются, а сгорают в теплогенераторе сушильного реактора, тепловая энергия используется для сушки опилок, печь работает только за счет тепла экзотермической реакции термораспада древесины. Количество тепловой энергии от сжигания пиролизных газов меняется в зависимости от режимов работы печи. Оптимальные режимы работы печи карбонизации, когда в пиролизные газы почти не выделяется смола и газ горит синим пламенем.
Разным потребителям древесно-угольных брикетов нужны разные свойства. Для ресторанов BBQ важна высокая температура (больше 800 градусов) горения угля и длительное время горения, для частного применения угля в мангалах важен быстрый и легкий розжиг и высокая температура горения. При высокой температуре горения угля, инфракрасное излучение проникает на глубину 2–3 см в стейк, прогревая мясо изнутри, мясо быстро приготавливается, получается сочным и вкусным.
В зимнее время легко жарить шашлыки на углях горящих с высокой температурой. Для получения угля с высокой температурой используется режим печи – термостабилизированный оксипиролиз, такой уголь горит с температурой 900 градусов. В Корее оптовые
покупатели угля тестируют уголь на температуру горения, уголь с низкой температурой горения не покупается. Использование древесного угля в руднотермических печах, производящих металургический кремний, связано с такими свойствами, как высокая реакционная способность и низкая электропроводность древесного угля. В руднотермической печи, при высокой температуре кварцит – SiO2 реагирует с углеродом С восстановителя, образуя кремний Si(металл) и оксид кремния SiO(газ) который является газом и улетает из печи, при том что на него затрачена электроэнергия, кварцит и восстановитель (кокс). Для улавливания SiO(газ) в шихте печи используется древесный уголь, который улавливает SiO(газ). SiO(газ) + С(реакц.) = SiC(тв) + СО(газ)
SiC – карбид кремния, является твердым, очень ценным промежуточным звеном в процессе получения кремния. Поэтому очень важна такая харатеристика, как реакционная способность угля, то есть какой процент газа SiO(газ) будет уловлен древесным углем. Высокой реакционной способностью обладает уголь с развитой поверхностью с микропорами, которые не закрыты смолой, такой уголь можно получить, используя термостабилизированный пиролиз.
В целях отопления удобно использовать древесно-угольный брикет, полученный при низкотемпературном термостабилизированном пиролизе, теплотворная способность такого угля составляет 8 кВт*час на килограм угля, а у древесных брикетов, только 5 кВт*часов на килограмм брикетов. В бункер котла Будерус загружается 60 кг древесноугольных брикетов, которые горят в течении суток, выдавая 20 кВт тепловой мощности.
Твердотопливный котел длительного горения при использовании древесноугольных брикетов может служить альтернативой пеллетным котлам. Древесноугольные брикеты достаточно компактны, не занимают много места.Линия по выпуску древесноугольных брикетов расчитана на выпуск 4 000 тонн брикетов в год и легко настраивается под требования любых потребителей, обеспечивая низкую себестоимость производства. Древесноугольные брикеты могут транспортироваться по всему миру в 40-футовых контейнерах с загрузкой 26 тонн.