More

    Лесосплав на Ангаре – катера, дерево и бронзовые люди

    текст: Сергей Тимошин, фото: пресс-служба АО «Краслесинвест»

    Выставки

    Богучанский район – традиционно лесопромышленная территория, долгие годы здесь находились крупные леспромхозы, обеспечивающие древесиной необъятный Советский Союз. А главной артерией для лесопромышленников была Ангара. Поэтому катера, тянущие за собой многокубовые плоты, на долгие годы стали частью речного пейзажа Приангарья. Речной флот был особо востребован. Но в один момент все это пропало, союз рухнул….

    С каждым годом плотов становилось меньше, речной флот постепенно исчез, а малая вода сделала практически невозможными преж­ние операции с деревом. Конечно же, не все исчезло: несколько организаций, которые таким традиционным способом отправляют в пункт назначения древесину, остались и работают до сих пор. Но многие еще несколько лет назад думали, что они – «последние из могикан»…

    Когда компания «Краслесинвест» заявила о том, что открывает свой водный путь, многие сочли это «уткой» и не поверили. Как это возможно? Об этом занятии уж тут и позабыли, да и инфраструктуры практически не осталось.

    Но решение было принято, и водный путь от Кежемского района до «Краслесинвеста» был «проторен». Расстояние между пунктами – 150 километров. Сегодня такая работа вблизи лесоперерабатывающего комбината уже не удивляет никого.

    Расскажем немного о самом процессе. Нужно сказать, что это очень ответственный и тяжелый труд большого количества людей. Вода ошибок не прощает, поэтому соблюдение всех норм безопасности здесь на первом месте. Оба пункта транспортировки имеют все необходимое для нормальной работы: оборудован причал, распределены правила отправки и прие­ма, имеется необходимая техника. Самое главное – определен фарватер и подобраны специалисты, которые знают специфику такой работы.

    Те, кто работает на воде, всегда выделяются из толпы. Главная отличительная черта – особый цвет кожи лица, загар. Тут он ложится на кожу с двух сторон: напрямую от солнца и от отражения в воде, в зависимости от погодных условий. Поэтому лицо принимает бронзовый оттенок. Да и характер в такой работе тоже должен быть под стать этому сплаву: твердость, уверенность, дисциплина. В противном случае, не видать успеха. А время для предприятия очень важно. За лето нужно успеть сплавить все накопившееся за зимний период. Работы невпроворот.Лесосплав на Ангаре – катера, дерево и бронзовые люди

    В Кежемском районе происходит вязка плотов, которые потом сплавляются по течению Ангары до специально оборудованного для этого причала, называется он «рейд приплава». Движение плота вниз по течению называется «сплотка». Вязка плота происходит вручную, сцепка бревен осуществляется толстой проволокой и такелажным соединением. Далее судна типа «Ангара» (водомет) и «МБВ» сплавляют плот до пункта назначения, где лес подлежит дальнейшей транспортировке на предприятие. Сплавом занимается «Енисейская сплавная контора».

    Разбор плота – тоже ручная работа. После того, как бревна освобождаются от проволоки и такелажа, их с помощью челюстного погрузчика грузят на лесовозы. Как видите, описать это можно всего парой предложений, однако это долгий и трудоемкий процесс. От загрузки в Кежемском районе на весь цикл уходит примерно четыре–пять дней. За раз на причал предприятия в одном плоту прибывает около 6 000 кубометров леса, могли бы и больше, но малая вода осложняет эту задачу. Судовой ход очень мелок, поэтому речникам приходится ловчиться, чтобы без проблем доставить лес. Вода с советских времен «упала» сильно. По словам тех, кто знал этот берег тогда, вода стала ниже более, чем на два метра…

    Кстати, у предприятия имеется вся разрешительная документация, которая позволяет пользоваться акваторией на рейде приплава. В соответствии с требованиями водопользования согласно Водному кодексу РФ и договором водопользования «Краслесинвестом» разработана программа наблюдений за состоянием водного объекта «участок акватории реки Ангара и его водоохранной зоной», анализ состояния водоохранной зоны и качества воды. Также запланирован выпуск в Ангару популяции мальков рыб хариуса и осетра. Экологичность дея­тельности негласно подтверждают ондатры, которых у рейда приплава замечено немало. Известный факт, эти млекопитающие любят чистую экосреду и не будут селиться в грязных местах. А вблизи рейда их несколько выводов. По словам работников сплава, зверьки настолько привыкли к работам, что почти уже не стесняются людей.

    Вообще, на рейде приплава «Краслесинвеста» каждый местный житель может увидеть чисто ангарскую картинку, которая долго просматривалась на берегах Ангары в золотое для лесозаготовки района время, когда наши леспромхозы «гремели» на всю страну. Как и сейчас, тогда на реке царили катера, дерево и бронзовые люди… И такая реставрация не может не радовать. На Ангаре знают, будет плот – будет жизнь.Лесосплав на Ангаре – катера, дерево и бронзовые люди
    Журнал «ЛПК Сибири» №2 / 2018

    Читайте также: