More

    От топора до лесного комбайна. Часть IХ

    текст и фото: Геннадий Миронов

    Выставки

    Продолжаем рассказывать о шагах научно-технического процесса в лесной промышленности. Часть IХ. Пилить пилою – гнуться спиною.

    Без пилы лесную отрасль представить невозможно. И тем не менее вплоть до петровских времен на Руси обходились без этого зубастого инструмента. Все делалось топором: им и деревья валили, и сучья обрубали, и кряжевали стволы на бревна. Даже доски и те вытесывались из бревна, откуда и их название – тес, при этом огромное количество древесины просто уходило на щепки. Лишь с начала ХVIII века специальным указом Петра I насильно, под страхом сурового наказания, стали внедряться пилы на производст­ве досок и бруса. Но на лесоповале еще сто лет назад господствовал топор. Пилы применялись весьма редко, и то лишь на раскряжевке хлыстов. Во-первых, были они двуручные, требовалось по два человека на каждую пилу. Во-вторых, качество пил было неважное. Сталь зубьев быстро изнашивалась, да и форма зуба была далеко не оптимальная, треугольная, требовалось прилагать много мускульных усилий во время пиления.

    От топора до лесного комбайна. Часть IХ
    Лучковая пила

    Ситуация немного изменилась после появления у нас в 30-х годах ХХ века лучковых пил с особой, М-образной, формой зуба так называемой ласточкин хвост. Их привезли к нам канадские лесорубы, приезжавшие на заработки в Советскую Россию в годы великой депрессии. Вооруженный такой пилой лесоруб легко обгонял по объемам заготовленной древесины двух рабочих с обычной двуручной пилой. Лучковые пилы быстро прижились, но все равно труд лесоруба оставался едва ли не самым тяжелым среди других профессий. Время требовало вооружить его моторным инструментом.

    Это удалось не сразу. Несколько первых десятилетий прошлого века ушло на поиски принципа механизации пиления, в первую очередь, изобретения самого пильного органа. Наиболее рациональным и перспективным оказалось расчленение пилы на отдельные зубья и затем подвижное соединение их между собой прочными заклепками в зам­к­­­нутую цепочку. Так родились всем теперь хорошо известная пильная цепь. Особенно популярной оказалась так называемая орегоновская (названная по одноименному штату США, где впервые появилась) цепь с Г-образным зубом, которая используется до сих пор. После появления такой цепи осталось самая малость: создать двигатель для ее вращения, причем мотор должен быть легким, мощным и надежным, ведь работать с ним предстояло в лесу.

    От топора до лесного комбайна. Часть IХ
    Первая отечественная бензопила МП-220

    Первой отечественной пилой стала бензопила МП-220, созданная в 1935 году. При весе в 32 кг она давала мощность 3,5 л. с. Однако при такой большой массе она в обслуживании тоже требовала двух рабочих – оператора и помощника. В лесную отрасль она так и не пошла, использовалась лишь в Красной Армии в годы войны. Потом направление по разработке бензопил в нашей стране как-то отошло на второй план, а в лесной промышленности широкое распространение, в том числе и на валке деревьев, получили электропилы. А бензопилами отечественные машиностроители вплотную занялись лишь после войны и создать ее поручили авиаконструкторам Харьковского авиационного завода. У них были все возможности разработать и собрать опытный образец бензино­моторной пилы с учетом авиационных технологий. Так, для легкости использовали алюминий. Двигателем стал фрагмент авиационного многопоршневого мотора. Поршень, цилиндр, коленвал, муфта сцепления, редуктор, пильная шина с цепью на специальной раме – вот, собственно, и вся пила. Карбюратор, подававший, горючую смесь в цилиндр, тоже был авиационный, игольчатый, беспоплавковый, способный работать в любом положении.От топора до лесного комбайна. Часть IХ

    В массовое производства пилу запустили в 1954 году, когда отмечали 300-летие объединения Украины с Россией, и в честь этого события назвали ее «Дружбой». Выпускал ее Пермский машиностроительный завод. «Дружба» оказалась настолько оригинальной, что в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». Она резко облегчила труд лесоруба, прежде всего из-за высокого расположения рукояток и относительно небольшого веса – 12 кг. Спину при работе уже гнуть не требовалось, что не обеспечивали безредукторные мотопилы других зарубежных фирм с низкими рукоятками.

    Эта пила сразу же полюбилась, и не только лесорубами, ее и более поздние модификации, «Дружба-60» и особенно «Дружба-4» в 50-е, 60-е годы можно было обнаружить едва ли и не в каждом дворе рачительного хозяина в сельской и особенно таежной глубинке. На базе ее двигателя мощностью 4 л. с. разрабатывались мотосверла, мотобуры, мотопомпы и даже сверхлегкие летательные аппараты вроде вертолета.

    От топора до лесного комбайна. Часть IХ
    Валка леса бензопилой «Урал-2»

    В 70-е годы дружбу сменил «Урал», более мощная и безопасная мотопила. Дело в том, что бедой наших бензопил была сильная вибрация, очень вредная для профессионального вальщика или раскряжевщика. «Урал» вел себя более спокойно, при весе чуть более 11 кг выдавал 5 л. с. мощности. Вальщики и раскряжевщики быстро оценили преимущества, и вскоре «Дружба» из лесной промышленности была вытеснена. «Уралу» тоже готовили замену. В конце 80-х годов были разработаны и изготовлены опытные образцы новой бензопилы М-228. Она тоже была с высоким расположением рукояток, но безредукторная и с двигателем, расположенным вверху. Она была легче в управлении, проще в обслуживании и эксплуатации и лишена еще одного из неудобств наших пил – съемного стартера. Теперь он был встроен в двигатель.

    Однако родилась она под несчаст­ливой звездой. Открылись границы, и на наш рынок хлынула зарубежная техника, в том числе и бензопилы. Такие крупные фирмы с долгой историей, как немецкая Stihl и шведская Husqvarna со своими легкими, высокооборотистыми, мощными и главное, очень надежными инструментами быстро захватили наш рынок. Причем за рубежом быстро оценили привычку наших лесорубов работать с прямой спиной и стали снабжать поставляемые в Россию пилы съемными высокими рукоятками.От топора до лесного комбайна. Часть IХ

    Журнал «ЛПК Сибири» №1 / 2019

    Читайте также: