- Реклама -

Летнаб Киселев. На татами с огнем

текст: Наталья Повольнова, фото: из личного архива Александра Киселева

Выставки

Итоги выставки «ЭКСПОДРЕВ-2020» в Красноярске

С 30 сентября по 2 октября в Красноярске проходила одна из ведущих лесопромышленных выставок России – XXII Международная специализированная выставка «ЭКСПОДРЕВ».

Итоги выставки SibWoodExpo-2020 в Братске

В ТКЦ «Братск-АРТ» прошла церемония закрытия 27-й Международной выставки SibWoodExpo, которая представила самые современные технологии в области лесопромышленного комплекса и дала возможность завязать новые деловые контакты предпринимателям.

Итоги 18-й Международной выставки «Лесдревмаш-2020»

С 19 по 22 октября 2020 года в Центральном выставочном комплексе «ЭКСПОЦЕНТР» состоялась 18-я Международная выставка «Машины, оборудование и технологии для лесозаготовительной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности» – «Лесдревмаш-2020».

Пять месяцев в году, с апреля по август, – самая горячая во всех смыслах слова пора для Александра Киселева. Он – летнаб, летчик-наблюдатель и командир центрального звена Лесопожарного центра Красноярского края. За штурвалом, на патрулировании территорий и тушении лесных пожаров, он ежемесячно проводит до 50 летных часов.

Проникнуться профессией

В Лесопожарный центр Александра Киселева привело стечение обстоятельств. Отслужив в армии, он получил диплом экономиста и пробовал воплотить юношескую мечту о МЧС. Мечта о работе для сильных телом и духом реализовалась, но особым образом – в 2011 году друг Александра, Алексей Анатольевич Романов – командир Эвенкийского звена – пригласил его в диспетчерскую службу Лесопожарного центра (ЛПЦ) Красноярского края. Именно она собирает информацию и обрабатывает сводки по лесным пожарам в регионе. Александр вспоминает: «Дмитрий Александрович Селин, руководитель ЛПЦ на тот момент, сказал: “Попробуй! Если проникнешься, поймешь, что твое, будем работать”».

Александр проникся, да так, что уже через два года отправился в Пушкино, в Учебный авиационный центр при ФГУ «Авиалесоохрана». 8 месяцев учебы, десяток дисциплин – от метеорологии и психологии до взрывного дела и устройства самолетов – и Александр Киселев стал дипломированным летчиком-наблюдателем. «Когда в первый раз поднялся в небо за штурвалом самолета, было секундное замешательство: показалось, что это не мое. Но объяснимая неуверенность новичка быстро сменилась интересом, который не угас и по сей день. На разной высоте земля выглядит по-разному. Забрался на тысячу метров – это самая удобная высота для патрулирования, картинка как на карте; снизился на 50 метров – и уже все иначе. Управление самолетом чем-то похоже на вождение машины: визуально привязываешься к территории и знаешь, что вот тут будет поворот направо, а тут – гористая местность. Для летнаба лесничества, которые он патрулирует, это как дорога с работы до дома – знаешь каждый «поворот». И это очень помогает: если случился пожар, можно сразу спрогнозировать, откуда делать отжиг, где на пути огня встанут естественные преграды и проч.», – рассказывает Александр.

Через два года после получения диплома летнаб Киселев возглавил центральное звено Лесопожарного центра Красноярского края. В его подчинении пять авиаотделений – оперативных точек, на каждой из которых одновременно находится от одного до нескольких воздушных бортов, отряд десантников и парашютистов. За штурвалом самолета в качестве летчика-наблюдателя Александр проводит по 30–50 часов в месяц, принимая непосредственное участие в руководстве тушениями лесных пожаров.

«Летающий менеджер» по тушению пожаров

В зоне ответственности Лесопожарного центра Красноярского края около 2 млн га леса. Эта территория разделена на 20 оперативных точек – авиаотделений, структурированных таким образом, чтобы при авиапатрулировании и мониторинге наземными службами вся площадь подпадала под осмотр.

Мониторинг лесопожарной обстановки ведется несколькими способами. Это и Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз) – обнаружение термоточек идет через спутники; и с помощью авиа- и наземного мониторинга – частота вылетов и выездов зависит от класса пожарной опасности. «Класс пож опасности – КПО – рассчитывается по сложной формуле с использованием таких показателей, как точка росы, текущая температура окружающей среды, температура за предшествующий день и проч. В зависимости от КПО – он может быть от 1 до 5 – производится определенное количество вылетов и выездов для мониторинга: вся конкретика прописана в соответствующих регламентах. Однако есть множество нюансов. Например, если прогноз метеорологов «сбывается» в день патрулирования, на территории проходят ливневые осадки, решение о вылетах может быть перенесено на последующие дни», – поясняет Александр Киселев.

Летчик-наблюдатель – ключевое лицо не только в процессе обнаружения возгорания, но и при непосредственном тушении пожара. По сути, летнаб – это «летающий менеджер», контролирующий процессы пожаротушения. «Первым делом необходимо понять, на территории какого именно лесничества произошел пожар – от этого зависит в том числе и то, откуда будут стянуты силы на тушение возгорания. Параллельно анализируется площадь распространения пожара, его направление, преобладающие породы деревьев и другие факторы, опираясь на которые принимается решение о методах тушения и количестве задействованных людей и техники.

Именно летнаб следит за тем, чтобы не было угроз населенным пунк­там, а если таковые возникают, тут же передает информацию о данном пожаре в региональную диспетчерскую службу Лесопожарного центра, которая, в свою очередь, занимается оповещением таких служб, как МЧС, МВД, администраций районов и населенных пунктов», – уточняет Александр.

Метод тушения пожара всегда выбирается в зависимости от конкретной ситуации. Основные методы борьбы с пожарами – косвенное и прямое тушение. Во время последнего тушение производят пожарные с ранцевыми 20-литровыми огнетушителями, распыляющими воду на расстояние до 8 метров. Основной принцип косвенного тушения – создание минерализованной полосы и обратный отжиг. Для этого от горящей кромки отступают порядка 500 метров, создается минерализованная полоса – почва прокапывается на штык лопаты, пропиливается и проваливается участок леса – так возгорание не перекинется с одной кромки на другую. От опорной полосы создается встречный пал: два огня соединяются и горение по кромке прекращается. В зависимости от ситуации могут быть использованы оба способа тушения, прямой и косвенный. Основные инструменты для борьбы с низовыми лесными пожарами – топоры, мотыги, пилы, лопаты, мотопомпы (в случае, когда недалеко от возгорания расположен источник воды).

Для того, чтобы сбить огонь – перевести пожар с верхового в низовой – может быть также использована авиационная техника с применением ВСУ (водосливного устройство). Как правило, это вертолеты Ми-8, воздушные танкеры Бе-200 или самолет Ил-76, способный перенести от 5 до 42 тонны воды. При этом решение об использовании ВСУ всегда опирается на рациональность и экономическую обоснованность. Если источник воды находится в 2–3 часах полета от источника возгорания, вода может просто испариться от температуры действующей кромки, а кромка огня возобновится вновь при естественном прогреве почвы солнечными лучами.

Победить соперника

Тушение нового лесного пожара – это всегда решение сложного «уравнения» с нуля. В расчет обязательно берется прошлый опыт, но гораздо важнее – текущие «переменные». «Фактор, серьезно осложняющий тушение, – это ветер, во время которого нельзя сделать даже отжиг. Сложно тушить возгорание в гористой местности: новый пожар может спровоцировать скатившаяся с горы тлеющая шишка. Не бывает похожих пожаров. Даже если возгорание будет в одном и том же месте, в разных случаях будут работать разные группы, будут разные условия – ветровые нагрузки, что-то еще. В прошлом году горело в мае, в этом – в августе, и опять другая картина», – рассказывает летнаб Киселев.

Он признается, что именно новизна «картинки» привлекает его в работе больше всего: «Интересно работать, потому что есть большой и своеобразный коллектив: люди, которые борются со стихией и могут прожить несколько дней в полевых условиях, посреди сибирской тайги. Такие люди никогда не откажут в помощи, всегда подставят плечо. Интересно и то, что на этой работе не бывает «дня сурка». Сейчас зазвонит телефон, надо будет вылететь на возгорание – и я не знаю, когда и где закончится этот день».

Среди очевидных минусов работы, говорит Александр Киселев, высокая ответственность и нервное напряжение: «Работа летнаба – это не гражданская авиация, где нужно перевезти людей из точки А в точку В. Часто приходится действовать на задымленной территории, садиться в «молоко», чтобы доставить на тушение пайки, бензин для бензопил и проч. Следить, чтобы во время спуска десантника шнур не запутался о крону дерева – иначе будет стоять выбор: или он, или весь остальной экипаж».

Однако плюсы профессии, место в которой находится целой палитре эмоций и «ролей», все же перевешивают минусы. «В этой работе, конечно же, нужна физическая выносливость. Нужна «голова»: как стратег-главнокомандующий летнаб смотрит на карту и видит, что здесь пожар дойдет до реки и сам встанет, здесь будет встречный отжиг, а здесь пожар слабой интенсивности, он упрется в болото и его надо будет притушить. Профессия затягивает тем, что отрывает тебя от земли – как будто попадаешь в другое измерение, особенно весной и осенью, когда картинка постоянно меняется. За почти 9 лет работы я научился относиться к пожару как к чему-то живому. Это твой соперник, как на татами один борец должен победить другого – это не всегда просто, но очень интересно: победить соперника, победить пожар», – резюмирует командир Центрального звена Киселев.

Новости

Итоги выставки «Лесдревмаш-2020» от Fagus-GreCon Greten GmbH & Co. KG

В целом, несмотря на серьезные ограничения, связанные с распространением COVID-19, посетителей на нашем стенде было меньше всего процентов на 40% по сравнению с прошлой выставкой.

Raute поставит оборудование на 55 млн € для ООО «Плитвуд»

Речь идет о строительстве нового высокотехнологичного производства по выпуску большеформатной фанеры с законченным циклом всех технологических процессов, удовлетворяющего экспортным требованиям.

Благотворительная акция «Розовая гусеница» от компании Olofsfors установила рекорд по сборам

Компания Olofsfors, ведущий мировой производитель гусениц для лесозаготовительных машин, подвела итоги благотворительной инициативы по борьбе с раком молочной железы «Розовая гусеница».

Uranium One выходит на европейские рынки биотоплива

Uranium One (дочка «Росатома») осуществила поставку первой партии древесных пеллет заказчику из Италии.

ПАО «ТрансКонтейнер» ускорил доставку пеллет из Сибири в Европу

Скорость и эффективность транспортировки топливных гранул планируется повысить за счет отгрузки на терминале Global Ports.
- Реклама -

Читайте также:

- Advertisement -