В России, где дефицит кадров в лесной отрасли достигает сегодня 15%, разработали новые стандарты и программы обучения студентов. Они необходимы для того, чтобы «заточить» образование под конкретные запросы бизнеса и привлечь абитуриентов на лесные специальности.
Сегодня специалистов в сфере ЛПК готовят 56 высших учебных заведений России. Основные профильные вузы находятся на Северо-Западе: в Петербурге, Архангельской области, Карелии и Коми. Только в Вологодской области в 2024 году открылись 30 лесных классов в 15 школах. Действуют они и в Поморье: в этом году два новых лесных класса были открыты в Новодвинске – практика в них идет на базе Архангельского ЦБК.
По данным научно-методического совета по лесному хозяйству РФ, за десять лет количество государственных бесплатных мест для «лесных» студентов России увеличено на 25 процентов. Не смотря на это, в реальной экономике дефицит специалистов чрезвычайно острый. Это связано также с тем, что за последние два года качественная потребность в лесных кадрах изменилась кардинально: России нужны собственные технологии в ЛПК и люди, которые будут их создавать.
Для того чтобы вырастить новых профессионалов, стране нужна как фундаментальная подготовка, так и обязательная практическая. А так как набор на лесное дело идет сложно (абитуриентов слово лес отпугивает в принципе), вузы стараются включать в образовательный процесс новые компетенции с учетом спроса на универсальность диплома.
К примеру, в Петербурге технологи леса изучают одновременно и управление лесопромышленным производством, а во многих вузах страны в качестве дополнительного компонента подготовки подключают IT. Появилось даже новое направление – киберлесники. Это своего рода сплав двух профессий – в сфере лесного дела и цифровых технологий. Кроме того, высшая школа начала готовить специалистов по генетике лесного дела и ландшафтной архитектуре.
Вместе с тем 70% всех новых вакансий в ЛПК относятся к среднему звену. Наиболее востребованы отраслью те, кто будет работать со сложным оборудованием на делянках лесных предприятий. Для них созданы 12 новых федеральных стандартов специальностей и профессий.
По словам вице-президента Российской ассоциации организаций и предприятий ЦБП Аллы Хмель, старые стандарты переработаны и пересмотрены. Так, если раньше техникумы готовили только специалистов по клееным конструкциям, то теперь к ним добавились профи в сфере выпуска современных CLT-панелей, из которых строятся многоэтажные деревянные дома.
В этом году вступили в силу и совершенно новые стандарты обучения, к примеру, инженер по лесопользованию и восстановлению лесов. А стандарт по обучению дизайнеров-конструкторов мебели вообще создан с нуля по запросам бизнеса.
Важно и то, что получить качественное среднее образование теперь можно в сжатые сроки – речь идет о новой образовательной технологии «Профессионалитет», позволяющей готовить специалистов по принципу “не отходя от станка”. Для этого колледжи организуют обучение в консорциумах с ведущими предприятиями ЛПК.
Сегодня в рамках «Профессионалитета» ускоренными темпами готовят специалистов по переработке древесины, а также управлению лесной техникой. Больше всего таких колледжей на Северо-Западе РФ: новые образовательные технологии освоили средние учебные заведения Коми, Вологодской и Архангельской областей.
Тем временем для высшей школы разработан проект единого стандарта обучения сразу по нескольким направления ЛПК – он называется «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии» и сейчас проходит обсуждение в вузах и бизнес-сообществе.
Составляется в России и пятилетний прогноз по кадрам для всех отраслей экономики – с 2025 года он будет учитываться при распределении бюджетных мест, в том числе по лесным специальностям. Ректоры лесных вузов выступают также за пересмотр системы образования и против «доучивания в магистратуре».
Сроки обучения лесным специальностям сейчас обсуждаются. Известно только, что в вузах они могут варьироваться от четырех до шести лет с учетом научного компонента и практики. При этом для сферы ЛПК четыре года, по мнению преподавателей, недостаточно – ректоры просят увеличить минимальный срок хотя бы на семь месяцев. И настаивают на том, чтобы сделать практику более объемной.
Ректоры ведущих лесных вузов предложили также возобновить институт распределения кадров: для этого предлагается использовать опыт СССР, при котором предприятия заранее готовились к приему молодых специалистов, выдавали выпускникам подъемные, обеспечивали их жильем.
Фото: Пресс-служба Дивногорского Техникума Лесных Технологий