С ноября 2013 года Агентством стратегических инициатив совместно с Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ и другими министерствами реализуется проект «Молодые профессионалы», направленный на совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики. Одной из основных задач проекта является разработка, апробация, внедрение и распространение в пилотных регионах моделей дуальной системы образования – на данный момент самого перспективного направления в подготовке специалистов для реального сектора экономики, ориентированного на международные стандарты качества.
Дуальное обучение получило название от слова «дуэт» – это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте.
Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя, которые могут участвовать в подборе абитуриентов. Важнейшим компонентом – является наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.Обучающиеся, приобретая умения и навыки на предприятиях, одновременно включаются в реальный производственный процесс, поэтому после выпуска им не нужна адаптация к производству, они могут безболезненно влиться в состав трудового коллектива.
Для предприятий дуальная система хороша тем, что в результате обучения «под заказ» появляются именно те кадры, которые нужны им. Принимая активное участие в учебном процессе, предприятия могут по ходу обучения корректировать его содержание, изменять учебные программы в соответствии с ходом своей технологической модернизации.
Важной особенностью дуального подхода к обучению является то, что в данном случае предприятие даже в большей степени, чем образовательное учреждение, заинтересовано в качественной подготовке кадров. Поэтому производственники в полной мере разделяют ответственность за организацию учебного процесса, осуществляют контроль над деятельностью образовательного учреждения, следят за наличием преемственности в теоретической и практической подготовке обучающихся, которых воспринимают уже как своих будущих работников. Дуальная система устраняет разрыв между тем, чему учат в техникуме и тем, с чем сталкиваются выпускники, приходя на предприятия. Это связано с тем, что материально-техническая база образовательных учреждений, как правило, обновляется с большим отставанием. На предприятиях же модернизация производства происходит постоянно – в соответствии с рождением новых технологий, производством нового оборудования и т.д.
Важно в настоящее время наладить взаимодействие министерства лесного хозяйства Красноярского края, работодателей и техникума, возродить институт наставников. В администрации президента заявили о возрождении созданной в СССР системы наставничества. Расширение движения наставничества, по замыслу чиновников, должно решить такую важную для страны экономическую задачу, как повышение производительности труда, улучшение качества жизни и формирование новых ценностей, необходимых для технологического рывка.
Наш техникум не являлся пилотной площадкой в нашем регионе, но элементы дуального образования прослеживаются уже много лет. На примере студентов заочной формы обучения. На сегодняшний день из 81 студента специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» – 44 (54%) работают на предприятиях лесной отрасли.
Дуальная модель образования тесным образом связана с целевым обучением, переход на которое становится неизбежным.
На сегодняшний день, нами разработана дорожная карта внедрения модели дуального обучение в КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий». Основными точками реализации дорожной карты являются:
- Формирование заявок на обучение по дуальной модели от организаций/предприятий ЛПК края.
- Определение организаций/предприятий, которые будут выступать практическими площадками дуального образования.
- Определение контрольных цифр приема.
- Определение и формирование рабочего звена наставник – преподаватель для каждого обучающегося.
- Организация школы наставников (обучение, консалтинговая служба).
- Разработка системы мер стимулирования наставников.
- Определение набора профессиональных компетенций выпускников.
- Подготовка адаптированной дистанционной базы теоретического курса необходимых образовательных программ.
- Составление индивидуальных учебных планов, определение тем курсовых и выпускных квалификационных работ.
- Создание сертификационного центра квалификации выпускников дуального образования.
- Содействие в трудоустройстве выпускников.
Уже проведен мониторинг среди лесничеств по выявлению потенциальных площадок для апробации форм дуального образования. Особое внимание выделялось лесничествам, где есть свободные вакансии: помощник лесничего, мастер леса, лесничий.
По результатам мониторинга мы вышли с предложением стать пилотной площадкой дуального образования к следующим краевым лесничествам:
- Большемуртинское
- Краснотуранское
- Идринское
- Невонское
- Борское
- Эвенкийское
- Таймырское
- Саянское
- Даурское
- Емельяновское
- Северо-Енисейское
В завершении еще раз хочу отметить, что внедрение дуальной системы образования позволило бы в первую очередь заполнить свободные рабочие вакансии в лесничествах края и во вторую очередь облегчить процесс необходимого обучения уже работающих специалистов без долговременного отвлечения от рабочего процесса.Журнал «ЛПК Сибири» №1 / 2018