Финская компании Kesla – один из самых ярких участников международного чемпионата «Лесоруб XXI века». В рамках мероприятия Kesla презентовала новое поколение тяжелых харвестерных головок, созданных для работы в суровых условиях.
О возможностях техники финского производителя для сибирских лесозаготовителей, принципах обучения механиков и планах по развитию в России журналу «ЛПК Сибири» рассказал региональный менеджер по продажам Kesla в России, Украине и Белоруссии Артур Ихно.
Артур, как оцениваете итоги участия Kesla в «Лесорубе XXI века»?
Очень довольны мероприятием! Принимали в нем участие в прошлом году, но как посетители – и даже в этом статусе нам удалось провести несколько очень важных встреч. В этом году готовились заранее, как результат – провели более двух десятков встреч и презентовали новую голову Kesla как действующим, так и потенциальным клиентам. В их числе такие крупные лесозаготовители, как «Титан», «УЛК», «Илим».
О какой головке идет речь – это новая разработка или улучшенная модель?
В конце прошлого года Kesla выпустила совершенно новую тяжелую голову – модель второго поколения 30RH. Это полностью новое конструктивное решение – усиленная рама, усовершенствованные ножи и гидравлика. При этом удалось сохранить то, за что лесозаготовители ценят головы Kesla: большой угол захвата, измерительную систему, ремонтопригодность, доступность для технического обслуживания всех узлов техники.
Бывает ли, что компания вносит в технику изменения с подачи именно российских лесозаготовителей?
Конечно, и модель 30RH-II – яркий тому пример. Новое поколение тяжелых голов сделано именно под суровые условия эксплуатации России и Канады. При производстве голов используется марка стали, выдерживающая температуры до минус 45–50 °C. Удобный доступ к рукавам позволяет оперативно заменить гидравлические компоненты в случае поломки и продолжить работу. Словом, сделано все для того, чтобы максимально сократить простои техники. Эксплуатационные характеристики головы также вышли на шаг вперед.
Востребована ли новинка лесозаготовителями России?
На сегодня продано семь голов модели 30RH-II. Три из них уже установлены, четыре – будут установлены в октябре-ноябре. В реальных условиях голова проявила себя очень хорошо – клиенты остались довольны, поэтому рассчитываем на дальнейший рост продаж.
Какие регионы России являются основными покупателями харвестерных головок Kesla?
Если говорить о головах, которые поставляются напрямую с завода, это Вологодская область, где хороший уровень продаж, в первую очередь, обеспечивает сарафанное радио. Голова хорошо себя зарекомендовала, и лесозаготовители рекомендуют ее друг другу. В Вологодской области работает порядка двух десятков голов как предыдущего, так и нового поколения. На втором месте – Республика Карелия и Архангельская область.
Если брать в расчет технику, где голова Kesla используется в качестве навесного оборудование – речь, прежде всего, о марке «Амкодор», то такие машины работают по всей России. Это Вологодская область, Краснодарский край, Республика Татарстан – в общей сложности в России с навесным оборудованием Kesla работает больше 200 единиц техники «Амкодор».
Кто сегодня представляет марку Kesla в России?
На данный момент у Kesla есть три официальных дилера в России – две компании занимаются крановыми манипуляторами, одна – навесным харвестерным оборудованием и чипперами – рубильными модулями. Один из дилеров, компания «Трилог», имеет несколько филиалов в России: головной – в Санкт-Петербурге, в Вологде – филиал и склад запасные частей, в Архангельске работает представительство дилера.
Ставит ли Kesla задачу увеличить объем продаж в Сибири, в частности, в Красноярском крае?
Развитие торговой сети – приоритет Kesla. Компания все время находится в поиске новых заинтересованных в сотрудничестве дилеров. Однако это не простая задача: харвестерные головы – техника сложная и не дешевая. Она требует постоянного обслуживания, ухода, ремонта, поэтому к потенциальным дилерам Kesla предъявляет очень высокие требования. Продавать нашу технику хотят многие компании, но далеко не каждая из них отвечает условиям.
Что именно это за условия?
В первую очередь, мощная техническая база, подготовка механиков, наличие мобильной технически укомплектованной бригады для выездных ремонтов и, конечно же, наличие необходимых запасных частей. Одна из самых сложных и многоступенчатых задач – обучение механиков, конкуренция за высококвалифицированных специалистов на рынке очень высокая.
Как именно проходит обучение технического персонала дилера?
Обучение механиков проводит компания Kesla. Механики в обязательном порядке посещают завод Kesla, проходят теоретическое обучение на симуляторе. Первые вводы харвестерных головок в эксплуатацию проходят при участии финских специалистов. Обучение механиков идет постоянно и занимает минимум полгода. Требуется не меньше пяти-шести обучающих уроков, прежде чем технический специалист самостоятельно и в условиях заготовки, в лесу, сможет отладить работу головы или откалибровать ее. Работа очень ответственная – техника заготавливает лес на отдаленных участках, где нет телефонной связи и выхода в интернет; а харвестер не может простаивать ни дня – каждый день простоя выливается в огромные расходы как для владельца техники, так и для ее поставщика. Вот почему любая возникшая проблема должна решаться быстро, а поломка – устраняться в этот же день.
Какова ситуация на рынке лесозаготовительной техники в сегменте переоборудования экскаваторов в харвестеры – динамика положительная или отрицательная?
Положительная – сегмент показывает очень большой рост. Не случайно, все крупные игроки, производители харвестерных головок, заключили соглашения с крупными брендами техники и тем самым закрепили за собой право эксклюзивных поставок навесного оборудования для той или иной марки. Именно потому, что рынок на пике, сроки поставки техники у крупных производителей доходят до года.
Однако конкретно нашей компании эта ситуация играет на руку: в условиях длительной поставки техники другими компаниями-производителями, Kesla предлагает лесозаготовителям свои решения. Кроме того, продолжаем сотрудничать с независимыми брендами-производителями техники. Плюс, есть клиенты, которые хотят навесить на уже имеющийся экскаватор именно технику Kesla.
Каково, по вашим оценкам, соотношение гусеничных и колесных харвестеров в России на данный момент?
Все зависит от региона, типа леса и почвы. Гусеничный экскаватор физически не может работать на мягких и сильно каменистых почвах, в первом случае он тонет, во втором – заметно уступает колесным базам по проходимости. К примеру, в Архангельской области и Сибири, где почвы преимущественно твердые, колесная и экскаваторная база распределяется в соотношении 50/50. А, например, в Карелии, где очень много каменистой почвы, 70–80% техники приходится на колесную базу.
Если говорить про колесные харвестеры с навесным оборудованием Kesla, №1 по объемам – это техника «Амкодор»?
Да, действительно, №1 – это бренд «Амкодор», производящий очень большое количество техники. Второе место в совокупности занимают небольшие финские производители, такие как Sampo Rosenlew, ProfiPro, ProSilva и др., которые производят порядка 20–30 машин в год. Все эти бренды устанавливают исключительно навесное оборудование Kesla – манипуляторы, головы, захваты.
Эти машины используются в Латинской Америке, США, Канаде, Южной Европе – там, где лесозаготовка уже перешла на новый уровень. В этих странах, в первую очередь, применяются рубки ухода и прореживания, и уже после этого сплошная рубка. Россия, к сожалению, еще к этому не пришла, но это вопрос времени. Для Kesla, как для производителя харвестерных голов не только тяжелого, но и легкого класса – это еще один, потенциально интересный сегмент российского рынка. Сейчас все крупные игроки сделали максимальный упор на тяжелые головы и сплошные рубки. Однако в России, к примеру, в Архангельской и Вологодской областях, уже появилось большое количество молодого леса. Для работы с таким лесом нужны головы легкого класса – с помощью тяжелой головы трудно заготовить необходимый объем, она требует большего расхода топлива. В линейке легких голов Kesla представлены такие модели, как 18RH, 20RH и 25RH второго поколения.
В продолжении темы гусеничных харвестеров, какие марки техники наиболее часто выбирают для переоборудования российские лесозаготовители?
Самая распространенная марка – это Volvo. Она хорошо зарекомендовала себя в работе по всей России, обеспечена хорошим сервисом, а благодаря мощной гидравлики на эту технику можно навесить головы практически любых брендов. Однако если говорить про Финляндию, то навесное оборудование Kesla работает на Hitachi, Hyundai, Komatsu и др.
Как выглядит процесс переоборудования машин?
Полный пакет для переоборудования поставляется с завода Kesla – это защита для экскаватора и капота, сверхпрочное лобовое стекло, также под использование харвестера переделывается гидравлика, устанавливается рукоять на стрелу. При этом, на российском рынке сейчас представлено множество аналогов для переоборудования. Кроме этого, экскаватор с адаптированной для лесозаготовки гидравликой и защитой, можно заказать напрямую у производителя – такие варианты есть у Volvo и Hitachi. Использование экскаватора имеет ряд преимуществ – его можно переоборудовать под работу в конкретных условиях и существенно на этом сэкономить. Например, установить только лобовое защитное стекло, так как стрела работает только перед оператором; или установить только защиту капота или только защиту кабины и так далее.
Каковы планы Kesla на работу на российском рынке в перспективе трех-пяти лет – есть ли потенциал для роста?
Разумеется! Текущие объемы продаж голов оцениваем как сравнительно небольшие. Это, в первую очередь, связано с тем, что нам сложно конкурировать с крупными брендами, которые привлекают клиента не качеством и производительностью голов, а сервисом – у таких производителей много сервисных точек и складов запчастей. И в этом вопросе нам, действительно, есть над чем работать. В данный момент мы усиливаем сервисное направление и поставку запасных частей Kesla. В остальном же головы Keslа ни в чем не отстают от ведущих мировых брендов – финское производство, качественные материалы и технологии, которыми не могут похвастаться многие из игроков рынка. В перспективе трех лет объемы продаж в Россию должны приблизиться к 30–40 головам в год, в перспективе пяти лет – вырасти до 100 голов.