Правильная эксплуатация – залог долговечности пильного инструмента

текст: Борис Смирнов, Кристина Симонова, фото: Евгения Есипова

508

Пильный инструмент – техника, требующая бережного отношения и внимания к каждой детали. Если не следовать этим простым правилам, даже сверхнадежный и качественный инструмент выйдет из строя.

Региональный менеджер ООО «Блаунт» Евгений Каморников, представляющий в Восточно-Сибирском регионе торговую марку OREGON, в интервью журналу «ЛПК Сибири» рассказал, какие основные ошибки допускают лесозаготовители при эксплуатации харвестерных шин и цепей, и делится советами, как правильно обслуживать пильные цепи.

Евгений, есть ли какой-то набор правил – что нужно, чтобы шина и цепь ходили долго?

Во-первых, самое важное – обязательно читать руководство пользователя, предоставленное производителем агрегата. Во-вторых, следить за состоянием всего пильного аппарата, в том числе ведущей звездочки и направляющей шины, и вовремя, а главное правильно, затачивать цепь. В-третьих, для смазки цепи и шины необходимо использовать адгезионное цепное масло. Именно оно обеспечивает масляную пленку на рельсах шины и смазку соединений пильной цепи. Использовать отработанное масло, масло для двигателей внутреннего сгорания, гидравлическое масло, трансмиссионное, трансформаторное и другие текучие горюче-смазочные материалы категорически запрещается. К сожалению, на делянках всех регионов России, в том числе в Красноярском крае и Иркутской области, часто встречаются случаи легкомысленной эксплуатации цепей и шин для харвестеров.

 Какие именно ошибки при эксплуатации встречаются наиболее часто?

Хорошо известно, что шина и цепь – это единый механизм, равные части единой пильной системы. Поэтому они должны быть хорошо отстроены и эксплуатироваться равномерно, но, вынужден признать, так бывает далеко не всегда.

Наиболее распространенная ошибка при использовании пильного инструмента – не своевременно замененная ведущая звездочка или как ее еще называют «венец». Это очень важный технический момент – эксплуатация звездочки с износом больше 0,6 мм запрещена. Однако зачастую пользователи эксплуатируют ее до предела – пока она буквально не распадется пополам.

Вторая ошибка – неправильная заточка цепи. Увы, но случается так, что операторы дорогостоящего высокотехнического оборудования пренебрегают вниманием к простым правилам заточки. К примеру, при длительной эксплуатации цепи нужно обслуживать так называемый ограничительный или скалывающий зуб. Мы часто встречаем пользователей просто не знающих об этом или игнорирующих этот факт. Рассматривая их цепи, мы наблюдаем уже сточенные режущие зубья при еще высоком скалывающий зубе. В результате цепь перестает пилить и начинает «пылить». Оператор, чтобы увеличить скорость пиления, с помощью настроек либо увеличивает скорость вращения вала, либо давление подачи шины – и тем самым приводит в негодность пильную систему и некоторые детали машины.

Третья наиболее распространенная проблема – использование для смазки шины и цепи несоответствующие регламенту масла. Итог такой практики предсказуем, и результаты печальны. Зимой использование несоответствующих масел может привести к выходу пильной цепи из строя. Когда температура застывания и вязкость масла меняется, его попросту начинают разбавлять – добавлять различные присадки. Операторы не могут правильно рассчитать пропорции – в итоге либо контур рабочей шины, либо трущиеся детали не смазываются должным образом, и цепь перестает работать.

В России есть примеры компаний, которые придерживаются европейских стандартов работы и правильно эксплуатируют пильный инструмент?

Да, конечно, но хотелось бы, чтобы их число постоянно и заметно увеличивалось. К сожалению, часто лесозаготовителям бывает проще оправдать свои неудачи, сославшись на погоду, сотрудников, ненадлежащее качество техники и расходных материалов, чем углубиться в первопричину проблемы и проанализировать ее.

Однако определенные сдвиги есть: все к большему числу предприятий приходит понимание, что неправильно заточенная цепь – это большие потери времени. Как если бы, например, харвестер просто простаивал по одному дню каждый месяц.

Мне приятно слышать такой лозунг: «Пилит не машина, пилит цепь и шина». Производители техники часто относятся к нему скептически, а зря. По сути, лесозаготовительная машина – это большой трактор, который доставляет головку с режущим аппаратом к дереву, чтобы спилить его. Если этот аппарат неправильно работает или вовсе неисправен, то мы теряем и в кубатуре, и во времени, и расходуем лишнее топливо. При этом часто выходят из строя узлы и детали на харвестерной головке. В общем, сплошные потери, в первую очередь, финансовые. Увы, не все понимают, что внимание нужно уделять не только выбору самого инструмента, но и профессиональному обслуживанию пильных систем – настройке, смазке и замене цепи, шины и звездочки.

Вы проводите обучающие семинары для лесозаготовителей. Они готовы учиться и слышать справедливую критику в свой адрес? Как попасть на обучение?

Обычно, обучающие семинары  проводят региональные менеджеры ООО «Блаунт». Чаще всего это происходит на базе крупных предприятий, которые проявляют инициативу и интересуются обучающими программами. Также есть возможность проводить семинары на базе специализированных учебных заведений – техникумы, лесотехнические факультеты в университетах – или на курсах по обучению операторов лесозаготовительной техники. У нас также есть опыт проведения семинаров и с помощью WEB-конференций.

Все семинары бесплатные. Руководителям лесозаготовительных предприятий достаточно обратиться к региональным менеджерам – контакты можно найти на сайте OREGON. Мы всегда готовы к сотрудничеству!

В прошлом году практически во всех регионах была нехватка лесозаготовительной техники и сопутствующего оборудования. В этом году, если говорить про пильные цепи, есть какой-то дефицит?

Действительно, в прошлом году наблюдались некоторые проблемы с поставками пильных цепей. Они были вызваны колоссальным ростом продаж техники в России. В этом году проблем не возникнет. У нас хороший запас пильного оборудования. Готовы предложить лесозаготовителям широкий ассортимент продукции OREGON, который всегда есть в наличии.