More
    spot_imgspot_img

    Изменения в законодательстве о приоритетных инвестиционных проектах: что важно учитывать инвестору

    Выставки

    За эти годы по всей стране в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов было включено более 265 проектов, в том числе 36 инвестпроектов в 2020–2022 гг.

    Компания «Сибирская финансовая система» оказывает услуги в сфере планирования инвестиционных проектов, в том числе по подготовке концепций инвестиционных проектов, претендующих на получение статуса приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса. Клиентами компании были и являются крупнейшие лесопромышленные компании страны. Общая стоимость инвестиционных проектов, разработанных специалистами ООО «СФС» для компаний лесопромышленного комплекса, составляет более 15 млрд руб.

    В самом конце прошлого года был принят Федеральный закон от 29.12.2022 № 600-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», который, помимо прочего, содержал важные изменения в законодательстве о приоритетных инвестиционных проектах. Далее, 15 июня 2023 г., были внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 (далее – Постановление № 190), регламентирующее включение и исключение проектов из перечня приоритетных.

    Первое изменение – терминологическое. Теперь речь идет не о приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, а о приоритетных инвестиционных проектах в целях развития лесного комплекса. При этом каких-либо изменений в критериях и требованиях к инвестиционным проектам внесено не было.

    Также в Лесной кодекс внесено уточнение о том, что Инвестиционная деятельность в целях развития лесного комплекса осуществляется в форме капитальных вложений в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Лесным кодексом. Под объектами капитальных вложений понимаются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Как отсылка к 39-ФЗ повлияет на процедуры рассмотрения заявок и реализацию проектов пока сказать сложно, сейчас нет соответствующей правоприменительной практики.

    Общая стоимость инвестиционных проектов, разработанных специалистами ООО «СФС» для компаний лесопромышленного комплекса, составляет более 15 млрд руб.

    В новой редакции Постановления № 190 были расширены основания для отклонения заявки на реализацию проекта. Заинтересованный орган принимает решение об отклонении заявки и возвращении ее на доработку инвестору в случае, если при рассмотрении заинтересованным органом заявки выявлено, что представленный вместе с заявкой перечень лесных участков содержит лесные участки:

    • предоставленные третьим лицам для целей заготовки древесины;
    • в отношении которых принято решение о проведении торгов на право заключения договора аренды лесных участков для целей заготовки древесины;
    • содержащиеся в заявках других инвесторов, по которым принято решение об отборе заявки или решение о внесении изменений в инвестиционный проект;
    • в отношении которых принято решение о включении в проектируемые границы особо охраняемых природных территорий федерального значения;
    • не соответствующие предусмотренному концепцией инвестиционного проекта обоснованию потребностей в лесных ресурсах, а также лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества.

    Отныне срок договора аренды лесного участка, заключаемого для реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, определяется с учетом срока реализации таких инвестиционных проектов. При этом отсутствуют какие-либо уточнения или критерии, конкретизирующие связь (зависимость) срока реализации инвестпроекта со сроком действия договоров аренды, поэтому, как и раньше, срок договора аренды составляет от 10 до 49 лет.

    Крупнейшие инвестпроекты в РФ, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в 2020–2022 гг.

    Создание целлюлозного комбината в Енисейском районе Красноярского края (Приказ Минпромторга России о включении от 21.04.2020 № 1305)

    Инвестор: ООО «Тайга»
    Регион: Красноярский край
    Объем инвестиций: 98 703,40 млн руб.
    Объем потребляемого сырья: 4 331,13 тыс. м3.
    Размер расчетной лесосеки: 4 331,13 тыс. м3.
    Виды продукции и объем производства:

    • целлюлоза сульфатная хвойная беленая – 462,045 тыс. тонн;
    • целлюлоза сульфатная лиственная беленая – 434,265 тыс. тонн;
    • масло талловое сырое – 32,646 тыс. тонн;
    • скипидар сульфатный сырец – 4,646 тыс. тонн.

    Создание производства березовой фанеры на базе ООО «Плитвуд» (Приказ Минпром­торга России о включении от 14.01.2020 № 10)

    Инвестор: ООО «Плитвуд»
    Регион: Вологодская область
    Объем инвестиций: 12 268,10 млн руб.
    Объем потребляемого сырья: 454,25 тыс. м3.
    Размер расчетной лесосеки: 1 206,52 тыс. м3.
    Виды продукции и объем производства:

    • большеформатная фанера – 180 тыс. м3, в т.ч. ламинированная большеформатная фанера – 140,5 тыс. м3;
    • топливные брикеты – 7,766 тыс. тонн.

    Производство древесных листовых материалов – МДФ (Приказ Минпромторга России о включении от 10.06.2022 № 2407)

    Инвестор: ООО «Кроношпан Калуга»
    Регион: Калужская область
    Объем инвестиций: 11 643,05 млн руб.
    Объем потребляемого сырья: 969 тыс. м3.
    Размер расчетной лесосеки: 467,9 тыс. м3.
    Виды продукции и объем производства: плиты МДФ – 570 тыс. м3.

    Создание лесоперерабатывающего комплекса на территории Сахалинской области (Приказ Минпромторга России о включении от 27.06.2022 № 2672)

    Инвестор: ООО «ЕВРАЗЛЕС»
    Регион: Сахалинская область
    Объем инвестиций: 13 169,26 млн руб.
    Объем потребляемого сырья: 793,1 тыс. м3.
    Размер расчетной лесосеки: 793,1 тыс. м3.
    Виды продукции и объем производства:

    • строганный пиломатериал – 53,734 тыс. м3;
    • CLT-плиты – 53,734 тыс. м3;
    • древесно-полимерный композит – 9,313 тыс. м3;
    • древесный уголь – 9,498 тыс. тонн;
    • топливные гранулы (пеллеты) – 9 тыс. тонн;
    • плиты OSB – 142,498 тыс. м3;
    • химико-термомеханическая масса (ХТММ) – 60 тыс. тонн.

    Действовавшее ранее требование о предоставлении справки, подтверждающей отсутствие у инвестора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, задолженности по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджет, в 2023 г. в связи с введением единого налогового счета и изменениями порядка получения справок стало непросто исполнить: пропала возможность заказать справку на любую выбранную дату (сейчас можно заказать справку только на текущую дату). По новым требованиям необходимо представить справку, подтверждающую отсутствие у инвестора задолженности по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджет, полученную не ранее чем за 2 месяца до даты подачи заявки.

    Изменения в законодательстве о приоритетных инвестиционных проектах: что важно учитывать инвестору

    Изменился порядок применения понижающего коэффициента 0,5 к размеру платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта – теперь применять понижающий коэффициент можно не после подписания Акта о вводе объекта в эксплуатацию, а только после Решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о завершении реализации инвестиционного проекта. Т. е. получение этой льготы привязали к факту полного исполнения инвестором своих обязательств по реализации проекта.

    Еще одно важное изменение касается процедуры заключения договоров аренды: с 1 сентября 2023 г. предоставление лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, для реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесных участков, предоставленных для реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, будет осуществляться напрямую Рослесхозом, а не уполномоченными органами субъектов РФ.

    Также теперь акты о выездной проверке исполнения инвестором поквартального графика и достоверности отчетных данных, как и отчеты инвестора о реализации инвестиционного проекта, направляются заинтересованным органом не столько в Минпромторг РФ, но и Рослесхоз.

    Команда «Сибирской финансовой системы» всегда готова помочь с подготовкой заявки на реализацию проекта для получения статуса приоритетного инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса.

    Валентин Богомолов, генеральный директор ООО «Сибирская финансовая система»

    Читайте также: