More
    spot_imgspot_img

    Падают, но не сдаются: снижение объемов перевалки леса в российских портах продолжается

    Выставки

    Объёмы перевалки леса в российских портах падают пятый год, и перспективы такие, что по итогам 2023-го вряд ли удастся выйти на показатели предыдущего года.

    За семь месяцев наши стивидоры на своих причалах обработали 1,48 млн тонн. Этот результат на треть – дальневосточный каботаж, то есть транспортировка между портами одной страны. Что до чистого экспорта, то в период с января по август из России за рубеж морем ушло 1,04 млн тонн леса, сообщает 47news.ru.

    В прошлом году к этому моменту уже было сделано 1,5 млн тонн. Таким образом, падение отечественного лесного экспорта продолжается и за год составило 32,3%.

    С начала текущего года лесные грузы прошли через причалы 28 стивидорных компаний. В 2022 году таких было четыре десятка. Практически половина лесного экспорта – это российские порты Дальнего Востока. За отчётный период через Тихий океан ушло 47,6% отечественного дерева. На втором месте – Каспий (22,6%), на третьем – порты Азово-Черноморского бассейна (14,7%). Доля Балтики – 8,5%, а арктических портов – 6,4%.

    По лесным терминалам Балтики сильнее других ударило закрытие европейского рынка. С ним Северо-Запад России был связан исторически. Финляндия не видела российской древесины с июля 2022 года. А в Суоми отправлялось до 80% берёзового баланса.

    Итого экспорт леса через балтийские порты рухнул более чем в три раза. За семь месяцев 2023 года на экспорт было отправлено всего 89 тысяч тонн, тогда как годом ранее – 294,7 тысячи тонн. Практически весь объём пришёлся на АО “Морской порт Санкт-Петербург”.

    Остановил перевалку региональный лидер прошлых лет – лесной терминал “Фактор” в порту Усть-Луга. Нет результата у Бронки и ломоносовского “Балтимора”, а также калининградского “Цепрусса”.

    На 70% рухнула работа с деревом в портах Арктического бассейна. С лесом там продолжают работать двое. ЗАО “Лесозавод 25” в Архангельске за семь месяцев упал до 56,7 тысячи тонн против 205,3 тысячи тонн годом ранее, то есть на 72,4%. “Онежский ЛДК” в порту Онега смог вырасти с 10,6 тысячи тонн до 5,5 тысячи.

    Несмотря на тяжелую ситуацию с лесными грузами на Северо-Западе, сразу двум местным стивидорам удалось войти в топ-7 экспортёров древесины по итогам семи месяцев. Пятый результат – у “Морского порта СПб”, шестой – у “Лесозавода-25”. Но костяк лидеров – стивидоры Дальнего Востока.

    На 31,5% упала лесная перевалка в портах Азово-Черноморского бассейна. С этим грузом здесь работают в Новороссийске, Темрюке и, совсем немного, в Ейске и Ростове-на-Дону. Лучший результат у АО “НЛЭ” (входит в группу НМТП) – 106,2 тысячи тонн, но практически вполовину меньше того, что терминал делал прежде.

    Перевалка леса в Каспийском бассейне осуществляется только в порту Астрахань. За отчетный период здесь было обработано почти 237 тысяч тонн древесины. Это на 13,8% больше, чем годом ранее. Астрахань – традиционный перевалочный пункт для российской древесины, идущей на предприятия северного Ирана. Экономическая дружба России с персами продолжает крепнуть. В Астрахани с лесом работали восемь стивидорных компаний. Почти половина объёма, а именно 98,5 тысячи тонн, прошло через АО “Астраханский морской порт”.

    Порты Дальнего Востока за семь месяцев 2023 года упали по экспорту леса на 16%. Владивосток, Оля, Посьет, Находка, Ванино и Советская Гавань совокупно отправили 497,3 тысячи тонн. В прошлом году к началу августа было почти 600 тысяч. Лучшие показатели у порта Оля, в границах которого ОАО “Тернейлес” перевалило 254,7 тысячи тонн (-15,9%). Ещё 6,5 тысячи тонн добавило ООО “Форест-Карго”. Через “Ванинский МТП” ушло за рубеж 90 тысяч тонн, через “Норд +” в Советской Гавани 34,4 тысячи тонна, а через находкинские АО “ПВВ-ПЗ” и “Находкинский СРЗ” 37,6 тысячи тонн и 32,8 тысячи тонн соответственно.

    Текст: Александр Калинин, 47news

    Читайте также: