spot_img

Производство картона и бумаги: рост продолжается

текст: Станислав Казаченко, фото: segezha-group.com

Выставки

Целлюлозно-бумажный бизнес год за годом показывает рост, несмотря на экономические кризисы. Не стал исключением и коронавирусный 2020 год. Эта продукция интересна многим отраслям – от строителей до доставщиков еды. Впрочем, структура производства внутри отрасли все же меняется, и это связано с изменением всей системы мировой экономики.

Лесопромышленный комплекс еще только подводит итоги ушедшего года, но их основные очертания уже понятны. Известно, что годом ранее выручка сотни лидеров отрасли совокупно оценивалась в 1,2 трлн рублей, а среди ТОП-50 – в 648 млрд рублей. Больше 60% из них были обеспечены целлюлозно-бумажными комбинатами. Производители бумаги, картона и целлюлозы заняли четыре первых места среди лидеров отрасли – это группа «Илим», «Монди СЛПК», Segezha Group и Архангельский ЦБК.

Интересно, что прирост показателей таких комбинатов был обеспечен не столько за счет древесины, сколько благодаря использованию макулатуры. Например, использованный гофрированный картон перерабатывается в бумагу и картон, на основе которых также может быть выпущен гофрированный картон. Процедура может повторяться до шести раз. Примерно 73% упаковки из гофрокартона сегодня производится на основе вторсырья. Еще активнее при производстве упаковки используется формованное бумажное волокно – его можно перерабатывать тридцать раз.

Рост производства картона и бумаги фиксируется на всей планете. Сегодня такой продукции выпускается примерно в два раза больше, чем в в 1995 году, и во всех случаях больше половины приходится на переработанное вторсырье. Профильные компании оценили, что его использование позволяет снижать капитальные затраты, например, потому что для получения макулатуры практически нет затрат на доставку и нет необходимости в парке спецтехники. Есть и экологический аспект – каждая тонна макулатуры спасает от вырубки до 7 деревьев. Кроме того, использование такого сырья означает снижение в производственном процессе объемов загрязнения окружающей среды в виде выбросов в атмосферу или сбросов в водоемы.

Лидером по выпуску всей бумажной продукции является упаковка. Менее объемным на сегодняшний день, но активно растущим является сегмент санитарно-гигиенических изделий – от туалетной бумаги до скатертей. Перспективным считается и направление бумажной посуды – этому способствует всемирная политика по снижению потребления пластика. По понятным причинам падает выпуск бумаги в качестве информационного носителя в виде книг или газет.

Бумажные изделия востребованы и в строительстве, и в обувной промышленности, и во многих других сферах.

Росту спроса на упаковочную бумагу находят самые разные объяснения. Например, уменьшением размеров среднестатистической семьи: теперь один бумажный пакет приходится на меньший объем приобретенного товара. А санитарно-гигиенические изделия пользуются все большим спросом из-за продолжающейся урбанизации и развития бизнеса, связанного с гостиницами и общепитом. Направление немного сдерживала пандемия, однако очевидно, что в ближайшей перспективе спрос на питание вне дома снова нач­нет расти. Впрочем, и распространение сервисов доставки еды в период коронавирусных ограничений положительно отразилось на уровне спроса на бумажную продукцию.

Одним из первых стимулов развития производства упаковки внутри страны в новейшей истории России стала девальвация 1998 года. Из-за невыгодного курса импорт этого товара практически прекратился. Одновременно для международных компаний стало рентабельнее организовать производство в РФ, чем поставлять сюда продукцию. По схожим причинам локализованные здесь компании из самых разных отраслей стали наращивать производство, а этим товарам также требовалась упаковка. Прирост производства последней в начале нулевых ежегодно достигал 10%. Развитие отрасли прервал кризис 2008 года, хотя тогдашнее падение показателей производства в этом сектора был заметно скромнее, чем во многих других. Уже в начале следующего десятилетия проблемы были преодолены и показатели превысили докризисный уровень.

Следующим непростым периодом для отечественной экономики стал 2015 год, но и здесь положение сектора упаковки оказалось оптимистичнее, чем других отраслей. Уже в 2016 году рост возобновился. Тем более, что вновь на руку производителям сыграла девальвации, а в дополнение к ней – выбранная федеральным руководством политика импортозамещения. Не стала ударом по отрасли и пандемия коронавируса, хотя к определенным сдвигам в структуре производства она все же привела: вместо товаров повседневного спроса прирост демонстрировали упаковочные бумага и картон. Последние, согласно неофициальным данным, приросли за год более чем на 6 %.

В России сегодня насчитывается до 600 производителей горфоупаковки, однако половину всего рынка формирует десяток крупнейших компаний, а в сегменте картона для гофроупаковки то же количество лидеров контролирует уже две трети рынка. Еще выше уровень концентрации в выпуске целлюлозных картонов, на трех производителей приходится около 80% продукции. Совсем по-другому выглядит ситуация с макулатурными картонами: на этом специализируются больше 800 компаний страны, при этом на долю ТОП-3 лидеров не приходится и трети производства.

Иностранный капитал уже присутствует в российской ЦБП. Архангельский ЦБК находится под управлением австро-немецкого Pulp Mill Holding; Сыктывкарский ЛПК выкуплен Mondi со штаб-квартирой в Австрии; ведущая компания отрасли, группа «Илим», управляется швейцарской Ilim Holding SA, которая, в свою очередь, на 50% принадлежит американской International Paper. Австрийская Prinzhorn Group вошла в капитал SFT Group.

Многие эксперты полагают, что экспансия заграничных инвесторов на отечественный рынок бумаги и картона далеко не завершена – здесь еще достаточно интересных активов, хотя их привлекательность, конечно, уступает лидерам отрасли. В то же время аналитики видят опасность в том, что постоянный рост рынка, даже в периоды экономических кризисов, мог расслабить игроков – многие из них рискуют просто не заметить прин­ципиальных перемен, если они все же наступят.

spot_img
spot_img

Новости

spot_img

Читайте также:

- Advertisement -spot_img