Стратегии развития лесного комплекса России до 2030 года

текст и фото: Экспертно-консультативный Совет по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Выставки

Вырос на 8% интерес к разделу «Строительные материалы» на выставке MosBuild 2021

Льготная ипотека подогревает интерес к жилью в новостройках. А потому строительное направление активно растет. И пока эксперты спорят о...

Выставка «Загородный дом. Весна 2021»

С 8 по 11 апреля 2021 в Москве, в ВДНХ, состоится 33-я выставка деревянных домов, инженерных систем и отделочных материалов «Загородный дом».

В Совете Федерации рассмотрели проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года. К работе были подключены члены рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства, научные организации, эксперты, в том числе члены Экспертно-консультативного Совета (ЭКС) по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

По итогам заседания были подготовлены совместные рекомендации ЭКСа и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесопромышленном комплексе, включающее следующие предложения по проекту Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года:

  1. Управление лесными ресурсами в основном сосредоточено в регионах страны. Понимая всю сложность и многообразие функционирования лесного комплекса в современных условиях, – назначить координатором и куратором по разработке и контролю за реализацией Стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации.
  2. Включить в проект постановления Правительства Российской Федерации задание на разработку Плана мероприятий по реализации Стратегии с учетом ее доработанной редакции. Это позволит установить сроки исполнения мероприятий, ответственных лиц, этапы исполнения и обеспечит общественный и парламентский контроль.
  3. В целях обеспечения успешного решения вопросов устойчивого развития лесного комплекса и эффективности координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления – создать в структуре исполнительной власти единый орган по управлению лесным комплексом России.

При этом использовать накопленный за последнее десятилетие опыт регионов по управлению лесным комплексом России.

  1. Уточнить контрольные цифры вклада лесного комплекса в ВВП Российской Федерации. В сегодняшней редакции он определен в 1%, что совершенно не соответствует реальному потенциалу отрасли, ее значению для экономики России, как «великой лесной державы».
  2. В целях сохранения и ра­ционального использования лесных богатств России – дополнить Лесохозяйственную часть проекта Стратегии самостоятельным разделом «Создание системы плантационного выращивания быстрорастущих пород древесины».

Это позволит решить вопрос стабильного обеспечения сырьем предприятий по глубокой механической и химической переработке древесины, расположенных в южных районах, и снизить нагрузку на естественные (природные) лесные насаждения, расположенные в европейской части России.

  1. Учитывая низкий уровень обеспечения лесного комплекса профессиональными кадрами, – предусмотреть меры, направленные на поддержку и сохранение действующих кадров.

В целях создания необходимых условий для подготовки кадров для отрасли необходимо прекратить практику ликвидации и слияния учебных заведений различных уровней, готовящих специалистов для лесного комплекса. Нужно предусмотреть комплекс мер по созданию современной материально-технической базы учебных заведений.

Усовершенствовать систему профессиональной подготовки кадров. Предусмотреть конкретные меры закрепления молодых специалистов в отрасли.

  1. Включить в Стратегию в качестве самостоятельных разделов комплекс мероприятий по решению вопросов повышения производительности труда, разработки и внедрения новых и композитных древесных материалов.
  2. Предусмотреть вопросы механизма государственной программы стимулирования реализации инвестиционных проектов и модернизации лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств.
  3. Разработать комплекс мер по созданию инновационных систем машин, механизмов и технологий. Разработать новые механизмы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию машин, оборудования и технологий лесного комплекса.

Разработать государственную программу по развитию лесного машиностроения на период до 2030 года.

  1. Сформировать отраслевой подход (взамен регионального) к экспорту продукции российских производителей деревообрабатывающей промышленности России, направленный на снижение их затрат на хранение готовой продукции и логистику, а также возможных рисков при выходе предприятий малого и среднего бизнеса на внешние рынки.
  2. Актуализировать план мероприятий по развитию лесной инфраструктуры, которая имеет особое значение для повышения эффективности использования лесов, интенсификации, воспроизводства. Слаборазвитая дорожно-транспортная сеть снижает экономическую доступность лесных ресурсов, ограничивает возможности освоения эксплуатационных лесов. Поэтому в Стратегии необходимо предусмотреть комплекс мер по стимулированию строительства лесных дорог.

Определить правовой статус лесных дорог на федеральном уровне. Закрепить понятие «магистральной лесовозной дороги» с ее отражением в лесных планах.

Разработать долгосрочную программу строительства магистральных лесовозных дорог круглогодичного пользования за счет средств федерального бюджета.

  1. Включить в качестве самостоятельных разделов Стратегии указанные вопросы с расшифровкой их в проекте Плана мероприятий реализации Стратегии.

Предусмотреть оперативный контроль за выполнением Плана и реализацией Стратегии, регулярные доклады Правительству Российской Федерации.

Предложения профессионального сообщества были включены в рекомендации для Минприроды России с просьбой учесть их при доработке проекта Стратегии (письмо от 29 июля 2020 года Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию за подписью А. Майорова). Также официальные письма в профильные ведомства направлены и от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Новости

Читайте также:

- Advertisement -