В Совете Федерации рассмотрели проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года. К работе были подключены члены рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства, научные организации, эксперты, в том числе члены Экспертно-консультативного Совета (ЭКС) по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
По итогам заседания были подготовлены совместные рекомендации ЭКСа и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесопромышленном комплексе, включающее следующие предложения по проекту Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года:
- Управление лесными ресурсами в основном сосредоточено в регионах страны. Понимая всю сложность и многообразие функционирования лесного комплекса в современных условиях, – назначить координатором и куратором по разработке и контролю за реализацией Стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации.
- Включить в проект постановления Правительства Российской Федерации задание на разработку Плана мероприятий по реализации Стратегии с учетом ее доработанной редакции. Это позволит установить сроки исполнения мероприятий, ответственных лиц, этапы исполнения и обеспечит общественный и парламентский контроль.
- В целях обеспечения успешного решения вопросов устойчивого развития лесного комплекса и эффективности координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления – создать в структуре исполнительной власти единый орган по управлению лесным комплексом России.
При этом использовать накопленный за последнее десятилетие опыт регионов по управлению лесным комплексом России.
- Уточнить контрольные цифры вклада лесного комплекса в ВВП Российской Федерации. В сегодняшней редакции он определен в 1%, что совершенно не соответствует реальному потенциалу отрасли, ее значению для экономики России, как «великой лесной державы».
- В целях сохранения и рационального использования лесных богатств России – дополнить Лесохозяйственную часть проекта Стратегии самостоятельным разделом «Создание системы плантационного выращивания быстрорастущих пород древесины».
Это позволит решить вопрос стабильного обеспечения сырьем предприятий по глубокой механической и химической переработке древесины, расположенных в южных районах, и снизить нагрузку на естественные (природные) лесные насаждения, расположенные в европейской части России.
- Учитывая низкий уровень обеспечения лесного комплекса профессиональными кадрами, – предусмотреть меры, направленные на поддержку и сохранение действующих кадров.
В целях создания необходимых условий для подготовки кадров для отрасли необходимо прекратить практику ликвидации и слияния учебных заведений различных уровней, готовящих специалистов для лесного комплекса. Нужно предусмотреть комплекс мер по созданию современной материально-технической базы учебных заведений.
Усовершенствовать систему профессиональной подготовки кадров. Предусмотреть конкретные меры закрепления молодых специалистов в отрасли.
- Включить в Стратегию в качестве самостоятельных разделов комплекс мероприятий по решению вопросов повышения производительности труда, разработки и внедрения новых и композитных древесных материалов.
- Предусмотреть вопросы механизма государственной программы стимулирования реализации инвестиционных проектов и модернизации лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств.
- Разработать комплекс мер по созданию инновационных систем машин, механизмов и технологий. Разработать новые механизмы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию машин, оборудования и технологий лесного комплекса.
Разработать государственную программу по развитию лесного машиностроения на период до 2030 года.
- Сформировать отраслевой подход (взамен регионального) к экспорту продукции российских производителей деревообрабатывающей промышленности России, направленный на снижение их затрат на хранение готовой продукции и логистику, а также возможных рисков при выходе предприятий малого и среднего бизнеса на внешние рынки.
- Актуализировать план мероприятий по развитию лесной инфраструктуры, которая имеет особое значение для повышения эффективности использования лесов, интенсификации, воспроизводства. Слаборазвитая дорожно-транспортная сеть снижает экономическую доступность лесных ресурсов, ограничивает возможности освоения эксплуатационных лесов. Поэтому в Стратегии необходимо предусмотреть комплекс мер по стимулированию строительства лесных дорог.
Определить правовой статус лесных дорог на федеральном уровне. Закрепить понятие «магистральной лесовозной дороги» с ее отражением в лесных планах.
Разработать долгосрочную программу строительства магистральных лесовозных дорог круглогодичного пользования за счет средств федерального бюджета.
- Включить в качестве самостоятельных разделов Стратегии указанные вопросы с расшифровкой их в проекте Плана мероприятий реализации Стратегии.
Предусмотреть оперативный контроль за выполнением Плана и реализацией Стратегии, регулярные доклады Правительству Российской Федерации.
Предложения профессионального сообщества были включены в рекомендации для Минприроды России с просьбой учесть их при доработке проекта Стратегии (письмо от 29 июля 2020 года Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию за подписью А. Майорова). Также официальные письма в профильные ведомства направлены и от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.