Законодательный документ направлен на устранение правового вакуума, препятствующего строительству транспортной инфраструктуры в лесах, что критически необходимо для устойчивой работы лесопромышленного комплекса. В частности, ЛК РФ дополнен главой о лесных дорогах, определив их при этом как дороги, предназначенные для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе для вывоза древесины и прочих ресурсов.
«Законопроект очень важный, поскольку этим документом мы наконец-то закрепляем четкие правила, – прокомментировал Президент РАО «БумПром» Александр Спиридонов. – Это значимо и для самих лесопользователей, предприятий лесной промышленности, и для регионов, для проведения лесохозяйственных работ, защиты лесов от пожаров и обеспечения транспортной доступности в удаленные районы.
Впервые устанавливаются понятия «лесотранспортные», «лесохозяйственные дороги», при этом закрепляются правила их строительства, эксплуатации и осуществления мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. Принятый закон, действительно, большой шаг вперед. Леса – это наше богатство, и мы должны устанавливать конкретные и ясные для всех правила».
Представители лесопромышленной отрасли, включая РАО «БумПром», в целом выражают одобрение инициативе, направленной на упорядочивание регулирования в обозначенной сфере. Однако при всей позитивной оценке важности и своевременности законопроекта, профессиональное сообщество выражает серьезную обеспокоенность по поводу сохраняющейся правовой неопределенности, способной фактически нивелировать усилия по развитию лесной инфраструктуры.
Скрытая угроза: юридическая коллизия может парализовать строительство
Одобренный Государственной Думой закон о строительстве лесных дорог вступает в серьезное противоречие с действующими статьями Лесного кодекса. С одной стороны, новые правила разрешают вырубку деревьев – в том числе в защитных лесах – если это нужно для прокладки дорог. С другой стороны, в текущем законодательстве все еще сохраняется запрет на такие вырубки в этих самых лесах, и никаких исключений для строительства дорог не предусмотрено.
Проблема в том, что оба положения будут действовать одновременно. А это означает, что на практике запрет может остаться сильнее – в таком случае даже при наличии нового закона строить дороги в защитных лесах будет нельзя. В первую очередь это касается территорий с особыми условиями охраны природы: берегов рек, склонов, водоохранных зон, ведь там подъездные пути к местам заготовки древесины непременно пересекают водные преграды.
Без внесения соответствующих поправок, закон о лесных дорогах на практике не сможет работать в полном объеме.
«Существующее регулирование не первый год фактически парализует строительство лесных дорог, – подчеркнул Председатель Правления РАО «БумПром» Ростислав Хелемский. – Если не устранить эту коллизию сейчас, даже после принятия нового закона юридическая неопределенность сохранится, и заниматься строительством дорог по-прежнему будет крайне затруднительно в подавляющем большинстве случаев, где речь идет о защитных или водоохранных лесах. Без возможности строить лесные дороги предприятия не смогут организовать надлежащим образом процесс заготовки древесины, обеспечить ее вывоз, выполнять обязательства по охране, защите и воспроизводству лесов. Данная коллизия фактически блокирует возможность осуществления легальной хозяйственной деятельности на значительной части лесного фонда».
Отрасль рассчитывает на доработку
Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности выражает благодарность Комитету Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Минпромторгу, Минприроды и Рослесхозу за поддержку законопроекта и конструктивный диалог с отраслевым сообществом. При этом Ассоциация подчеркивает: только с устранением выявленной правовой коллизии удастся добиться фактической реализации задач законопроекта. Преодоление этого противоречия является ключевым шагом на пути к реальному восстановлению лесной инфраструктуры в России и созданию в лесопромышленном комплексе соответствующих условий для стабильной и эффективной работы.
текст: РАО «БумПром»

