More
    spot_imgspot_img

    Проблемы системы образования лесной отрасли России

    Выставки

    Существует целый комплекс причин, которые вызывают и объясняют нехватку квалифицированных работников в лесной отрасли России. Прежде всего, дефицит связан с  проблемами системы образования лесной отрасли.

    Сегодня для преодоления кадрового дефицита необходимо оперативно увеличить масштабы подготовки специалистов для всей системы управления лесами, как работников лесного хозяйства, так и сотрудников производственных подразделений в лесоперерабатывающих предприятиях.

    По экспертным данным, в настоящее время дефицит одних только государственных лесных инспекторов, необходимых для выполнения нормативов патрулирования лесов, составляет почти 19 тысяч человек!

    Подготовка выпускников «лесных» учреждений в недостаточном для отрасли количестве и несоответствие их современным производственным требованиям, в свою очередь, обусловлены целым рядом причин. И в рамках круглого стола Совета Федерации, прошедшего 6 октября 2020 года, об этом рассказали представители сразу нескольких учебных заведений и предприятий.

    Так, например, декан факультета лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркого строительства, заведующий кафедрой технологии и оборудования лесопромышленного производства Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана  Максим Быковский отметил, что связанные с лесом и древесиной профессии в системе образования принадлежат к укрупненной группе специальностей «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», а некоторые раскиданы и по другим группам (под укрупненной группой понимается совокупность родственных специальностей, профессий и направлений подготовки).  Тогда как лесное обучение логичнее и эффективнее было бы вынести в отдельную, собственную группу, отделив от рыбного хозяйства и пр.

    И с этим согласны и врио ректора Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова Ирина Мельничук, и президент Поволжского государственного технологического университета, представляющий целый ряд университетов Поволжья и Сибири, Евгений Романов. Кроме этого, по ряду специальностей отсутствуют квалификационные стандарты, и это отмечали почти все участники круглого стола.

    Сюда же можно отнести практику слияния различных высших учебных заведений, что уже привело к сильному сокращению количества профильных образовательных учреждений. По оценкам экспертов, сегодня на всю страну осталось чуть ли не три самостоятельных «лесных» ВУЗа и около 20 учреждений средне-профильного образования, тогда как еще в 90-е годы их насчитывалось 13 и порядка 50, соответственно. Только около 6 университетов на всю страну сохранили свои научные школы подготовки кадров и собственные лесхозы… Из-за механического и бездумного объединения могут исчезнуть важные специальности и направления исследований, это особо подчеркнул  вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.

    Поскольку лесная отрасль не включена в перечень приоритетных для экономики отраслей, соответственно, и финансирование системы образования минимально. Опасения вызывают контрольные цифры приема. Так, например, на 2021/22 учебный год  они вновь распределены не в пользу лесной отрасли. И одно из предложений, озвученных в рамках совещания Архангельским ЦБК, сводится к перераспределению с учетом реальной кадровой потребности регионов и предприятий лесного комплекса представителями лесной отрасли совместно с Рослесхозом (отвечает за контрольные цифры приема) и Минобрнауки Российской Федерации контрольных цифр приема на обучение по лесным направлениям.

    Проблемы системы образования лесной отрасли России

    Серьезной проблемой системы образования является недостаток у выпускников практических знаний по профессии.

    Во многих учебных заведениях отсутствуют учебно-опытные хозяйства. Наличие таких хозяйств является обязательным условием получения обучающимися практических знаний. Также учебно-опытные хозяйства важны для переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов, где они могли бы знакомиться с применяемыми в производстве современной техникой, оборудованием и технологиями.

    Практических навыков не хватает не только будущим работникам лесного хозяйства. Директор по персоналу Первой мебельной фабрики Алла Ткачук поделились, что приходящие на предприятие выпускники не владеют иностранными языками, а для работы на высокопроизводительном и инновационном импортном оборудовании это становится просто необходимым, не умеют работать с программным обеспечением «Базис» и bCad.

    Кроме этого не лишним было бы при подготовке будущих специалистов обращать внимание на формирование управленческих компетенций и знакомству с принципами бережливого производства. Возможно, кому-то покажется, что это мелочи, но обладание такими навыками и знаниями — это потребности современного бизнеса! Отдельная боль производителей мебели — отсутствие грамотных дизайнеров. Сегодня ни один ВУЗ, по словам Аллы Ткачук, не готовит дизайнеров-консультантов для мебельной отрасли, таких специальностей просто нет, поэтому на предприятиях вынуждены брать образовательный процесс на себя и учить своих сотрудников своими силами. В деревянном домостроении так же не учтен в системе подготовки кадров ряд актуальных и востребованных специальностей, а также отсутствуют или требуют обновления профессиональные стандарты, рассказал  руководитель московского представительства «Тамак», руководитель направления по работе с госорганами и банками Ассоциации Деревянного Домостроения Вадим Фидаров.

    В качестве одного из предложений Вадим Фидаров озвучил идею разрешить целевую подготовку с непосредственным участием  предприятий, особенно  системообразующих регионального и федерального значения, а также строительно-проектных организаций без государственного участия (сейчас подключаться к образовательному процессу разрешено только организациям, которые имеют  госучастие). Получение сертификата или лицензии для того, чтобы дать возможность предприятиям официально готовить тех специалистов, которых нет и которые им нужны, учить так, как нужно самим предприятиям, способствовало бы и увеличению эффективности образовательного процесса, и преодолению дефицита квалифицированных работников.

    Проблемы системы образования лесной отрасли России

    В качестве современного примера эффективности такого подхода можно привести Архангельский ЦБК.  На предприятии действует система непрерывной подготовки кадров «Ступени». Работа начинается еще в детском саду,  поделилась опытом советник генерального директора АО «Архангельский ЦБК», доктор экономических наук, профессор Наталья Пинягина. Экскурсии на производство с самого раннего возраста закладывают у ребят правильное представление об отрасли и работе в ней, а дальше коммуникация только углубляется и расширяется.

    В результате планомерного и открытого взаимодействия зачастую уже в школе становится понятно, кто может вырасти отличным специалистом и стать частью команды. В 2017 году в одной из школ Новодвинска  был открыт «лесной класс». Участие в проекте принял и комбинат.  Выпускникам этого класса АЦБК предлагает дальнейшее целевое обучение в Северном (Арктическом) федеральном университете.  Кстати одна из базовых кафедр по технологии ЦБП функционирует прямо на площадке комбината. Также идет активная работа с Новодвинским индустриальным техникумом.

    Занимаются профориентацией школьников и в Группе «Илим». Об этом рассказал Денис Светлугин, а для новых сотрудников, поступивших на службу после ВУЗов на предприятии действует программа адаптации: в течение 1-2 лет  к молодым специалистам не предъявляют высоких требований, позволяя скорее освоиться на новом поприще.

    Конечно же, реализация программы — это большие затраты для предприятия, но они того стоят. Хотя поддержка государства здесь была бы очень востребована, подчеркнула Наталья Пинягина:  включение расходов, связанных с инвестированием в образовательные учреждения, в расчет налога на прибыль позволит заинтересовать еще большее количество предприятий повышать технологическую оснащенность образовательных учреждений и способствовать подготовке высококлассных специалистов в соответствии с перспективными требованиями рынка труда и производства.

    Читайте также: