Об этом на выставке «Лесдревмаш–2024» сообщил генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций (НЛАРИ) Виталий Липский.
«Экономическая модель, ориентированная на сдачу лесных ресурсов в аренду с целью получения максимальных платежей, достигла пределов. Эта модель, основанная на экстенсивном использовании лесов, больше не может обеспечить дальнейший рост отрасли», — отметил эксперт.
Ключевым фактором, ограничивающим развитие, стала удаленность лесных массивов и связанные с этим высокие транспортные издержки, делающие нецелесообразным вовлечение лесов в производство пиломатериалов. Одновременно с этим, развитие высокотехнологичных переделов и комплексной переработки древесины ограничено из-за отсутствия инвестиций в отрасль, сообщают наши коллеги из «Деловой пилорамы».
В своем выступлении генеральный директор НЛАРИ Виталий Липский подчеркнул, что потенциал для инвестиций в ЛПК резко сократился после 2022 года. Собственные средства компаний снижаются из-за падения спроса на российскую продукцию в Китае и износа оборудования. При этом прогнозируется сокращение производства лесопродукции, что приведет к сжатию и декапитализации отрасли.
«Заемные средства российских банков, как ожидается, будут малодоступны в среднесрочной перспективе из-за высоких ключевых ставок. Иностранные инвестиции остаются крайне ограниченными и непредсказуемыми, что делает будущее ЛПК весьма неопределенным», — резюмирует генеральный директор НЛАРИ.
Виталий Липский охарактеризовал сложившуюся ситуацию как «тупик, в котором мы еще не были». Поэтому для ее стабилизации требуется разработка новых подходов к финансированию и модернизации отрасли.