More

    Преференциальные территории как драйвер развития экономики регионов

    Выставки

    Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2023 года №129-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, в которой обозначена необходимость решения следующих задач:

    • опережающее развитие экономики за счет создания условий для масштабного привлечения в СФО частных инвестиций, формирования индустриальных кластеров;
    • снятие инфраструктурных ограничений, сдерживающих экономическое развитие территории округа, за счет строительства социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, в т. ч. развития инфраструктуры для обеспечения индустриальных кластеров;
    • обеспечение устойчивого роста численности населения СФО за счет создания экономических стимулов и возможностей для самореализации, создания новых рабочих мест, повышения качества жизни и улучшения экологической ситуации;
    • внедрение современных технологий производства и рационального использования природных ресурсов.

    В основе стратегии развития СФО восемь индустриальных кластеров:

    • «Лес, лесопереработка и лесохимия»;
    • «Переработка алюминия»;
    • «Драгоценные металлы»;
    • «Цветные и редкоземельные металлы»;
    • «Туризм»;
    • «Сельское хозяйство и пищевая промышленность»;
    • «Уголь»;
    • «Нефть и газ».

    Ожидается, что к 2030 году с учетом реализации инвестиционных проектов в Сибири будет создано более 500 тысяч новых рабочих мест с учетом смежных отраслей и привлечено более 16 трлн рублей инвестиций. Стратегией предусмотрен выход кластеров на проектную мощность начиная уже с 2026 года, с полным развертыванием до 2035 года.

    Как минимум 3 из 8 кластеров предполагают развитие обрабатывающих производств: «Лес, лесопереработка и лесохимия», «Переработка алюминия», «Сельское хозяйство и пищевая промышленность», кроме того, для обеспечения реализации инвестиционного потенциала всех указанных кластеров потребуется большое количество продукции и услуг как на инвестиционной, так и на эксплуатационной фазах, поэтому для достижения целей и задач стратегии необходимо создание новых и расширение существующих сервисных (иными словами – обслуживающих и вспомогательных) производств на территории СФО.

    Возможной альтернативой созданию новых сервисных производств является импорт необходимой продукции, однако Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача достижения технологического суверенитета страны, достижение которого невозможно без создания новых и развития существующих производств.

    Таким образом, для реализации Стратегии социально-экономического развития СФО необходимо резко увеличить инвестиционную активность в секторе обрабатывающих производств. Достичь этого можно через механизмы преференциальных режимов – особых экономических зон и территорий опережающего развития.

    При реализации инвестиционного проекта по созданию производства металлических изделий с объемом инвестиций 80 млн руб. за счет применения режима ТОР достигается снижение простого срока окупаемости проекта почти на 1,5 года, общая экономия на налоговых платежах за 10 лет – 89 млн руб.

    Особая экономическая зона, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», – часть территории РФ, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
    ОЭЗ бывают 4 типов: промышленно-производственного типа (создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики), технико-внедренческого типа (направлены на коммерциализацию результатов НИОКР), туристско-рекреационного типа (направлены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы) и портовые (для развития портовой и транспортной инфраструктур).

    Льготы и преференции для резидентов ОЭЗ:

    • минимальные административные барьеры;
    • налоговые льготы (налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог) и таможенные преференции;
    • сниженные цены на аренду и выкуп земли.

    По нашим расчетам, при реализации проектов в особых экономических зонах промышленно-производственного типа за счет налоговых и таможенных льгот достигается снижение сроков окупаемости инвестиционных проектов не менее чем на полгода-год, при этом NPV реализуемых проектов за счет льгот вырастает на 20–50%.

    Наибольшие эффекты от ОЭЗ достигаются в случае государственного финансирования создания инфраструктуры, что в некоторых случаях делает потенциально убыточные проекты экономически эффективными и позволяет создавать рабочие места.

    Территория опережающего развития, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации», – часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

    ТОРы можно условно разделить на 3 вида: ТОР в моногородах, ТОР в ЗАТО, дальневосточные ТОР. По данным Минэкономразвития РФ, в стране действуют: 89 ТОР в моногородах, 3 ТОР в ЗАТО, 21 ТОР на Дальнем Востоке, 2 ТОР в моногородах на Дальнем Востоке. Привлекательность режима ТОР для бизнеса достигается за счет следующих преференций:

    • льготы по налогу на прибыль, имущество, землю, страховые взносы;
    • упрощенный порядок возмещения НДС;
    • льготные условия предоставления имущества;
    • свободная таможенная зона;
    • упрощенные процедуры оформления документации на строительство и государственного и муниципального контроля.

    Например, при реализации инвестиционного проекта по созданию производства металлических изделий с объемом инвестиций 80 млн руб., за счет применения режима ТОР достигается снижение простого срока окупаемости проекта почти на 1,5 года, общая экономия на налоговых платежах за 10 лет – 89 млн руб., что превышает объем инвестиций в проект.

    Преференциальные территории как драйвер развития экономики регионов
    Исходные данные условного инвестиционного проекта

    Отличительная особенность обрабатывающих производств – потребность в кадрах:

    • либо в относительно небольшом количестве сотрудников, среди которых большинство высоко­квалифицированных с высоким уровнем заработной платы;
    • либо в большом численности персонала с низкой и/или средней заработной платой.

    В связи с высокой долей ФОТ в структуре затрат производственных предприятий наиболее востребованным является режим ТОР, так как социальные взносы на первые 10 периодов составляют 7,6% вместо 30%.

    При этом существующие требования к созданию ТОР не позволяют полноценно развернуть этот режим на территориях регионов СФО, так как ТОР можно создавать или в моногородах, или в закрытых административно-территориальных образованиях.
    Поэтому с целью достижения поставленных целей Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года необходимо либо внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» в части возможности создания ТОР не только в моногородах или ЗАТО, но и в любых муниципальных образованиях СФО в соответствии со следующими критериями:

    • численность населения менее 100 000 человек;
    • расположение на территории Сибирского федерального округа;
    • соответствие отраслевой направленности кластеров в соответствии со стратегией развития СФО, либо направленность на обеспечение деятельности участников кластеров.

    Необходимо отметить, что механизм ТОР, при всех своих плюсах, не приспособлен к специфике некоторых видов деятельности. Например, сегодня при регистрации в ТОР под налоговые льготы (в том числе социальные взносы) подпадает только деятельность, осуществляемая непосредственно на территории опережающего развития. При этом обособленные подразделения под данные преференции не подпадают. То есть, например, персонал, задействованный в лесозаготовке, лесовосстановлении и выполнении мероприятий по охране и защите лесов, не попадает под льготы по социальным взносам. Для развития проектов в лесной промышленности необходимо распространить льготные механизмы на обособленные подразделения и персонал, занятый в процессах ресурсного обеспечения производственной деятельности предприятия.

    Альтернативным решением будет разработка механизма нового преференциального режима, который будет стимулировать создание новых обрабатывающих производств, соответствующих целям и задачам социально-экономического развития. Ключевые необходимые льготы и преференции – льготы по социальным взносам и основным налогам, льготный доступ к производственной и транспортной инфраструктуре (это касается в том числе и тарифов – как на ресурсы, так и на транспортировку). При разработке такого механизма можно будет как раз учесть распространение льгот и преференций на обособленные подразделения и персонал, работающий вне производственной площадки.

    Особые экономические зоны появились в нашей стране с 2005 года, спустя 9 лет, в 2014 году, появилось законодательство о территориях опережающего развития, сейчас 2023 год – 9 лет прошло, пришло время для разработки нового преференциального режима, отвечающего реалиям текущего времени.Алексей Панов: особое внимание в этом году будет уделено выполнению противопожарных мероприятий в лесах

    текст: Богомолов В. А. сопредседатель ККРО ООО «Деловая Россия», генеральный директор ООО «Сибирская финансовая система», фото: ООО «Сибирская финансовая система»

    Читайте также: