More
    spot_imgspot_img

    Материал из растворимой целлюлозы Lyocell – новые импортозамещающие технологии

    Выставки

    На прошедшей в июне этого года конференции «Растительные полимеры – новая нефть» эксперты обсудили перспективы отрасли в условиях экономических и технологических изменений, направления антикризисного развития, импортозамещение и экспорт в новых реалиях. В рамках сессии «Сектор сырьевых ресурсов и механические свойства бумажной упаковки» Павел Билибин, партнер Strategy Partners, рассказал о Lyocell – материале из растворимой целлюлозы.

    Истории появления материала Lyocell связана с разработкой в 1968 году нового органического растворителя на фоне ужесточения экологических требований к целлюлозным производствам. В 1979 году компания Akzona Inc. получила первые целлюлозные волокна из оксида амина.

    Спустя десять лет этой новой разновидности волокон присвоили название Lyocell, а уже в 1992 году США и Великобритания запустили первые полномасштабные производства. Технология перестала быть уникальной совсем недавно в связи с открытием прав на производство продукта и, изготавливать его стали в том числе в Индии и Китае.

    Материал из растворимой целлюлозы Lyocell – новые импортозамещающие технологии
    Павел Билибин, партнер Strategy Partners

    Материал из растворимой целлюлозы Lyocell – волокно, схожее с вискозой, но гораздо более экологичное, в чем заключается его принципиальное отличие. Для его производства используется N-метилморфолин, который полностью извлекается в технологическом процессе, что делает Lyocell биоразлагаемым.

    Продвинутые замкнутые циклы производства растворимой целлюлозы позволяют минимизировать вредные выбросы, поэтому Lyocell является самым экологически чистым материалом на сегодняшний день. Срок его разложения примерно 8 недель против 20–200 лет для синтетических волокон.

    Он также выигрывает по ряду других пользовательских характеристик как у вискозы, так и у других аналогов за счет влагопоглощения, отсутствия складок, эластичности, охлаждающей способности и гипоаллергенности. Его применение достаточно широко – от домашнего текстиля и одежды до медицинских изделий и сеток для офсетной печати.

    На сегодняшний день основным недостатком Lyocell является высокая стоимость производства волокна, но есть надежда, что в ближайшее время новые технологии позволят снизить цену.

    Материал из растворимой целлюлозы Lyocell – новые импортозамещающие технологии
    Lyocell это нанотехнология, которая позволяет создавать искусственное волосно без вредных выбросов и загрязнения окружающей среды

    Мировой рынок волокон составляет 113 млн тонн с потенциалом роста до 156 млн к 2030 году. Сегодня Lyocell – нишевый продукт, его доля составляет 6,5 млн тонн в год, но мировой спрос на волокно из растворимой целлюлозы растет наиболее быстрыми темпами среди всех видов сырья для производства текстиля. Основными потребителями ткани из Lyocell являются Inditex, Hennes&MauritzAB, Lindex Fashion Company, C&A и другие.

    Крупнейший производитель Lyocell – компания Lenzing, которая имеет собственную сеть поставок сырья с заводами в Чехии и США. Но Lenzing догоняют производства в Индии и Китае. Китайцы, в свою очередь, уже обладают технологией и производят оборудование для производства волокна. Производители целлюлозного волокна Lyocell регистрируют собственные торговые марки Tencel, Excel, Oricell и другие. У крупных компаний есть собственная цепочка поставок от растворимой целлюлозы до выпуска волокон.

    Потребность российского рынка в лиоцелле оценивается как минимум в 93–96 тысяч тонн в год. Основным импортером в РФ является компания Lenzing, и, по данным на 2020 год, стоимость импорта составила 326,2 млн долларов.

    Материал из растворимой целлюлозы Lyocell – новые импортозамещающие технологии
    Объем мирового рынка лиоцелла

    В будущем ожидается существенное увеличение спроса на Lyocell, что означает целесо­образность строительства производств, в том числе в России. По прогнозам экспертов Strategy Partners, объемы производства увеличатся с 600 тысяч тонн в 2022 году до 1,3 млн тонн в 2030 году. По мере развития технологий и снижения удельной себестоимости Lyocell может занять не менее половины рынка химических волокон.

    Партнер консалтинговой компании Strategy Partners Павел Билибин: «В России обязательно должны появляться новые продукты. Те продукты, которые ранее не производились, но потреблялись и импортировались. Единственная проблема с точки зрения Lyocell – отсутствие локализованного производства растворимой целлюлозы. Было несколько проектов, но пока ничего из них не реализовано в связи с ограничением по технологиям и поставщикам оборудования.

    И как быстро у нас реализуется строительство производства по растворимой целлюлозе сказать сложно, но очень хотелось бы увидеть производство такого рода волокна в ближайшем будущем».Алексей Панов: особое внимание в этом году будет уделено выполнению противопожарных мероприятий в лесах

    текст и фото: Strategy Partners

    Читайте также: