More
    spot_imgspot_img

    Павел Билибин: как структура логистики лесной отрасли адаптируется к внешним ограничениям

    Выставки

    На площадке КЭФ-2023 прошло заседание Совета по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации «Развитие лесного комплекса Сибири. Логистика в условиях новых экономических реалий».

    В рамках встречи представители профессионального сообщества обсудили перераспределение логистических потоков на новые рынки сбыта и господдержку для лесопромышленников. Партнер Strategy Partners Павел Билибин рассказал, как структура логистики в рамках трансформации лесной отрасли адаптируется в условиях внешних вызовов.

    По итогам 2022 года объемы производства в лесной отрасли снизились на 13,5%. Падение произошло с высокой базы 2021 года — пикового по реализации основных материалов во всей истории торговли древесиной.

    Российский ЛПК завершил 2022 год лучше, чем ожидалось. На результат повлиял большой объем отгрузки лесоматериалов в первом полугодии прошлого года. До начала действия внешних ограничений зарубежные компании, закупающие российский лес, активно формировали задел на второе полугодие. Благоприятным для экспортеров был и курс рубля в начале года. В 2023 году мы увидим значительное сокращение прибыли предприятий ЛПК, которое произойдет из-за снижения экспортных цен и роста стоимости логистики.

    Снижение объемов рынка уже приводит к сокращению объемов переработки и, соответственно, лесозаготовки. Уже сегодня мы видим падение заготовки на 30%, и к концу года спад может быть еще больше. В целом по рынку наблюдается глобальное снижение потребления древесины, вызванное экономической рецессией.

    Снижение объемов переработки приводит к снижению рентабельности лесоперерабатывающей отрасли. В меньшей степени это касается целлюлозно-бумажного производства. Это обусловлено, во-первых, тем, что рынки ЦБП не закрылись, а во-вторых, тем, что ЦБП — самая высокомаржинальная отрасль ЛПК.

    В 2021 году 70% от общего объема отгрузок лесоматериалов занимали железнодорожные: 50% приходилось на вагоны и 20% на контейнеры, 30% объема — на морские перевозки.

    Но с введением внешних ограничений структура логистики значительно изменилась:

    • Компании перешли на навалочную погрузку лесоматериалов на палубу для транспортировки на рынки стран MENA через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга.
    • Появились мультимодальные прямые маршруты (формата «река — море») из СЗФО.
    • Запустили прямые автомобильные маршруты из СЗ в Турцию, Ирак, Иран.
    • Увеличились контейнерные мощности на российских линиях.
    • Появились новые перевозчики и маршруты (порты Китая и Дальнего Востока, Индии, Вьетнама, ОАЭ и др.).
    • Активизировалось турецкое направление.
    • Активно развивается коридор «Север — Юг».

    В ходе выступления Павел Билибин подчеркнул, что необходимо дифференцировать господдержку по субсидированию транспортных расходов. Эксперт предложил разделить субсидирование логистических затрат на адресную поддержку по регионам. Чтобы не наращивать конкуренцию на внешних рынках, компаниям Северо-Западного округа следует выделять субсидии только на транспортировку на рынки Китая, а компаниям Сибири и Дальнего Востока — на поставки в страны MENA.

    По итогам сессии эксперты пришли к выводу, что для увеличения объемов экспорта лесопродукции необходимо на федеральном уровне пересмотреть географию распределения транспортных потоков, а также увеличить лимиты пропускной способности на пунктах отгрузки, т. к. железнодорожное сообщение — один из наиболее дешевых способов перевозки древесины.

    Читайте также: