More
    spot_imgspot_img

    Татьяна Гигель: лесная отрасль должна занять достойное место в экономике страны

    Выставки

    Развитие лесного комплекса – задача, поставленная руководством страны, что было вновь особо подчеркнуто в ходе совещания Президента Российской Федерации Владимира Путина 29 сентября. Её решение требует не просто особого внимания органов государственной власти всех уровней, а безотлагательного принятия скоординированных на самом высоком государственном уровне эффективных мер.

    Сегодня на то, чтобы лесной комплекс страны восстановил свое ведущее положение, которое он занимал в российской экономике на протяжении не одного столетия, направлены немалые усилия.

    Важную роль в этом процессе играет Совет Федерации. Вопросы развития лесного комплекса стоят на контроле. По инициативе Палаты, Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, Правительством Российской Федерации ведется работа по подготовке новой редакции Лесного кодекса. Также по поручению главы Совфеда организована работа по совершенствованию лесного законодательства.

    Взгляд Совета Федерации на текущую ситуацию в лесной отрасли страны и ее дальнейшее развитие представила сенатор Татьяна Гигель в рамках пленарной дискуссии на XXII Петербургском Международном Лесопромышленном Форуме, который состоялся 29-30 сентября 2020 года в Северной Столице.

    Татьяна Гигель выделила сразу несколько первостепенных проблем, непосредственно влияющих на работу лесопромышленного комплекса. Безусловно, все они известны, но отклик и поддержку среди отраслевого сообщества, собравшегося на форуме, нашла именно позиция Совета Федерации и готовность и дальше вести работу над решением этих проблем.

    Татьяна Гигель: лесная отрасль должна занять достойное место в экономике страны

    Лесоустройство

    Одним из первых сенатор подняла болезненный вопрос лесоустройства: на сегодняшний день отсутствует полная достоверная информация о состоянии и стоимости лесных ресурсов.

    Принятые в последние годы меры позволили остановить падение объемов лесоустроительных работ. Однако по состоянию на 1 января 2020 года доля земель лесного фонда с давностью лесоустройства до 10 лет составляет 15,6% (179,3 млн. га). На 2020 год запланировано проведение лесоустроительных работ на площади 41,2 млн. га на территории 46 субъектов Российской Федерации. Тем не менее, на большей площади лесов отсутствуют актуальные данные лесоустройства.

    Потому в целях повышения качества работ по лесоустройству,  совершенствования механизмов контроля за таксацией лесных насаждений и получения достоверной систематизированной информации о лесах и лесных ресурсах Минприроды России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области лесоустройства».

    Законопроектом предусмотрено возложение на федеральный орган исполнительной власти проведения всего комплекса работ по лесоустройству на землях лесного фонда. Принятие законопроекта обеспечит  получение актуальной информации о лесных ресурсах.

    Татьяна Гигель: лесная отрасль должна занять достойное место в экономике страны

    Лесные дороги

    Еще одна проблема отрасли, требующая скорейшего решения – это труднодоступность значительной части лесных ресурсов, в виду отсутствия развитой лесной инфраструктуры. Речь в первую очередь про лесные дороги.

    Общая протяженность дорог на землях лесного фонда в нашей стране, по данным лесных планов субъектов РФ, на начало 2018 г., составляла 2,03 млн. км. При этом протяженность лесных дорог с твердым покрытием – 312,3 тыс. км (около 15,4% от общей протяженности лесных дорог); преобладают грунтовые дороги (966,0 тыс. км – 47,7%) и зимники (434,5 тыс. км – 21,4%). Плотность лесных дорог в целом по стране составляет только 1,7 км на одну тыс. га лесных земель, в то время как в странах Западной Европы и Северной Америки – 10-45 км!

    По инициативе членов Экспертно-консультативного Совета уже идет работа над законодательной инициативой «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»» в части регулирования отношений по созданию, ремонту и эксплуатации лесных дорог.

    Лесное машиностроение

    К сожалению, техническое состояние отрасли находится на сегодняшний день на очень низком уровне, и не будет преувеличением сказать, что практически полностью разрушено отечественное лесное машиностроение.

    Потребности российского рынка лесозаготовительной техники в части машин, используемых при реализации технологии сортиментной заготовки древесины, обеспечиваются за счет импортной продукции.

    Большинство заводов лесного машиностроения прекратили свою производственную деятельность, а действующие предприятия не обеспечивают необходимые технический уровень и качество выпускаемой лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования.

    Те немногочисленные и часто морально и конструктивно устаревшие образцы специализированных средств механизации, которые сегодня еще выпускаются в нашей стране,  существенно уступают импортным аналогам по показателям производительности, материало- и энергоемкости. Ситуация осложняется еще и тем, что ранее развитая научно-исследовательская, проектная база лесного машиностроения практически утрачена. Также почти разрушена система сервисного и эксплуатационного обслуживания.

    Степень износа парка специализированных отечественных машин и оборудования для лесного сектора давно превысила критическую отметку и еще в 2007 году приблизилась к 100%. Лесозаготовители часто не могут приобрести запасные части к сильно изношенной технике из-за прекращения их выпуска и невозможности изготовления на критически изношенном оборудовании ремонтных предприятий, испытывающих при этом дефицит кадров.

    Татьяна Гигель: лесная отрасль должна занять достойное место в экономике страны

    Недостаточное финансирование лесного хозяйства

    Недостаточность финансирования лесной отрасли не позволяет  обеспечить должный контроль за использованием лесов, их охраной, защитой и воспроизводством.

    Хотя справедливости ради надо сказать, что в последние годы на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений из федерального бюджета выделялись значительные дополнительные средства, в том числе:

    • на увеличение численности государственных лесных инспекторов: начиная с 2018 года, в объеме 1 000,0 млн рублей ежегодно, на 2020-2022 годы – еще 450,0 млн рублей ежегодно;
    • на обеспечение кратности авиапатрулирования в лесах с 2018 года в объеме 1 400,0 млн рублей ежегодно;
    • на приобретение лесопатрульной техники на 2019 год в объеме 499,2 млн рублей, на 2020 год – 1 620,4 млн рублей, на 2022 год – 270,2 млн рублей;
    • на приобретение лесопожарной техники и оборудования в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на 2019 год в объеме 6 329,5 млн рублей, на 2020 год – 3 265,3 млн рублей, на 2021 год – 2 550,0 млн рублей, на 2022 год – 2 055,2 млн рублей;
    • на приобретение лесохозяйственной техники и оборудования в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на 2019-2020 годы в объеме 650,0 млн рублей ежегодно, на 2021 год – 700,0 млн рублей, на 2022 год – 400,0 млн рублей.

    Эти средства позволят повысить эффективность реализации мер пожарной безопасности и оперативности обнаружения лесных пожаров, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), в том числе мер по противодействию незаконной заготовке и обороту древесины, а применение лесопатрульной техники даст возможность  осуществлять лесную охрану на большей территории лесного фонда и сократить потребность в численности государственных лесных инспекторов.

    Читайте также: