spot_img

Последние изменения в лесном законодательстве в 2021 году

Выставки

Руководство страны в 2021 году приняло важные решения по развитию лесного комплекса: утверждена Стратегия лесного комплекса до 2030 года, внесены изменения в лесное законодательство, принимаются необходимые подзаконные нормативные правовые акты.

В первом полугодии 2021 года должностными лицами Рослесхоза и департаментов лесного хозяйства по федеральным округам составлено более 7, 5 тысяч протоколов об административных правонарушениях за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней, за тот же период 2020 года – 4 188.

За последние пять лет должностными лицами Рослесхоза и его территориальных органов составлено более 53 тысяч таких протоколов, сумма наложенных штрафов составила около 548 миллионов рублей.

К вопросу о декриминализации лесной отрасли – с 1 июля 2021 года введен новый вид надзора – надзор за оборотом древесины. В настоящее время территориальными органами Рослесхоза формируется план проведения проверок на 2022 год. Основным «рабочим инструментом» этого вида надзора станет ЛесЕГАИС, которая впоследствии будет преобразована во ФГИС ЛК.

Следует отметить, что количество признаков нарушений требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней, которые допускают хозяйствующие субъекты и должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений при внесении сведений в ЛесЕГАИС за последние пять лет сократилось в три раза, в том числе за первое полугодие 2021 года количество таких нарушений уменьшилось на 53% по сравнению с соответствующим периодом 2020 года. Это свидетельствует о росте объективности и ответственности со стороны предпринимателей и региональных лесных ведомств в отношении информации, которую они представляют в ЛесЕГАИС, что в свою очередь способствует выявлению «серых» схем заготовки древесины.

Помимо этого, Минюст России зарегистрировал 3 ключевых приказа Минприроды России, утвержденных в развитие норм Лесного кодекса, и направленных на совершенствование правового регулирования лесных отношений. Документы уточняют лесную декларацию, а также вводят цифровой контроль мест переработки древесины и складов ее хранения. Приказы вступают в силу с 1 марта 2022 года, чтобы профессиональные участники лесной отрасли смогли подготовить свои программные и технические средства к их внедрению.

Приказом Минприроды России утверждена форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи. Новый вариант документа предусматривает наличие информации о координатах лесосеки, фиксирует допустимую погрешность в сведениях о таких координатах – до 5 метров. До 1 января 2023 года, то есть до момента ввода в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, для лесопользователей сохраняется возможность предоставления информации о размещении лесосеки в прежнем виде, с указанием азимутов (румбов) линий. Также уточнены требования к формату предоставления лесной декларации ‒ с 1 июля 2021 года документ должен быть сформирован исключительно в электронном виде.

Кроме того, появились два новых документа, направленных на декриминализацию лесного хозяйства и исключение «серых схем» из оборота древесины. Так, один приказ Минприроды России вводит электронный отчет о поступающей на переработку древесине и полученной из нее продукции, другой – берет под полный контроль ввезенную на склад или вывезенную с него древесину.

Федеральное агентство лесного хозяйства отменило ряд приказов региональных лесных ведомств, касающихся размещения объектов капитального строительства на землях лесного фонда. За первое полугодие 2021 года Рослесхоз провел экспертизу более 25 тысяч правовых актов.

Так, министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым утвердило проект освоения лесов, предусматривающий размещение капитального объекта на землях лесного фонда. При этом выбранный лесной участок относится к ценным противоэрозионным лесам, в которых запрещено строительство и эксплуатация объектов капитального строительства. Поскольку решение региональных властей идет в разрез с нормами законодательства, Рослесхоз его отменил.

Также Федеральным агентством отменен приказ службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, которое разрешало размещение автомобильной дороги регионального значения в лесопарковой зоне, что запрещено законодательством.

Рослесхоз в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляет контроль над деятельностью региональных лесных ведомств и имеет право отменять изданные ими нормативные и правовые акты, противоречащие закону.

Один из последних вопросов касался освобождения лесных участков от незаконных строений. В итоге 262 исковых заявления об освобождении лесных участков от незаконных строений в лесах страны были удовлетворены судами за последние полтора года.

Так по Московской области за 2020 год и первую половину 2021 года в производстве судов находилось 196 дел об освобождении лесных участков от незаконных построек, 28 из них уже исполнены, часть находится в процессе. Такие постройки опасны, прежде всего, из-за угрозы возникновения пожара в лесу.

В 2018 году площадь лесных пожаров составила 8,5 млн га, в 2019 году – 10 млн га, а в 2020 – 9,1. Однако вовремя принятые управленческие решения позволяют их предотвращать и минимизировать последствия.

Началась модернизация системы охраны лесов ‒ статья расходов на борьбу с пожарами будет увеличена до нормативного уровня. Согласно поручения Президента России, расходы на охрану лесов от пожаров составят дополнительно более 8 млрд рублей. Их планируется направить на реализацию мероприятий по четырем направлениям: авиационному и наземному мониторингу пожарной опасности, тушению лесных пожаров, а также увеличению численности работников ПДПС. В результате регионы смогут довести кратность авиационного патрулирования лесов до нормативного уровня, увеличить количество летных часов, набрать штат парашютистов и десантников-пожарных, тем самым обеспечить своевременное реагирование на возникающие очаги, ликвидировать их в первые сутки.

Помимо этого, разработана модель искусственного интеллекта, позволяющая предотвратить пожары на ранней стадии за счет вычисления направления распространения огня. Эта модель поможет не только выявить общую площадь пожара, но и определить его точные очертания.

Технологии на основе искусственного интеллекта облегчают мониторинг лесов и выбирают наиболее рациональные решения как в предотвращении лесных пожаров, так и в их эффективной профилактике, используя уже имеющиеся инструменты.

В ближайшей перспективе лесные климатические проекты станут ключевыми в глобальной экологической повестке и займут основное место среди других проектов в этом направлении.

Во всем мире нет четкого определения: что такое лесной климатический проект, как он должен реализовываться, какие требования к нему должны предъявляться. Поэтому сейчас основная задача состоит в том, чтобы сформулировать четкие критерии климатического проекта на законодательном уровне и приступить к фазе его реализации.

Не требуя крупномасштабных ресурсо- и наукоемких разработок, лесные климатические проекты являются дешевым и при этом эффективным способом связывания углерода, который в достаточно краткосрочной перспективе дает хороший результат.

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства подчеркнул, что российские леса, крупнейшие по площади в мире, являются ключевым элементом системы, которая удерживает углерод в связанном виде.

spot_img
spot_img
spot_img

Читайте также:

- Advertisement -spot_img