spot_img

Строительство лесных дорог – важнейший фактор в развитии лесозаготовительной деятельности

Выставки

В последние годы федеральные автодороги начали строить более качественно и надежно, что не скажешь о лесных дорогах — с ними в России большая проблема, а причина этого кроется в хитросплетениях наших законов.

За последние полгода принято несколько федеральных законов, которые фактически реформируют лесную отрасль. Отрасль ждет появления более 30 нормативно-правовых актов только по линии Минприроды и Правительства РФ.

В связи с этим, очень важно в режиме диалога обсуждать проблемы, мешающие развитию ЛПК России, совместно искать решения и активно предлагать их тем органам власти, от которых зависит принятие соответствующих законов и норм.

На сегодняшний день все проблемы четко обозначены: во-первых, это молодые кадры, во-вторых, борьба с лесными пожарами и лесовосстановление и, наконец, существующие межрегиональные барьеры, от снятия которых зависит реализация крупных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Нельзя загонять экономические решения в границы административных делений. Есть большие проекты с инвестициями в сотни миллиардов рублей, но в границах отдельного субъекта РФ их не реализовать. Упираясь в формальное ограничение, фактически происходит ограничение инвестиций в отрасль. Этот вопрос требует изменения межбюджетных, налоговых отношений.

Что касается крупных компаний, которые реализуют приоритетные инвестиционные проекты (ПИП). Они получают в аренду на льготных условиях огромные площади лесов и фактически лишают  малые и средние предприятия возможности работать. Необходимо выделять квоты для МСП, всячески поддерживать этот вид занятости населения лесных поселений. Но вместе с тем необходимо установить и определенные требования к тем, кто желает работать в лесу.

Лесная отрасль одна из немногих, где почти отсутствует понятие аттестации персонала, особенно в МСП. И отношения властей с МСП складываются достаточно сложно именно потому, что когда малый бизнес входит в лес, то это порой приводит к серьезному экологическому ущербу. К примеру, в Европе, в той же Германии, есть лесные школы, где каждый желающий работать в лесу проходит элементарное обучение и аттестуется. Эта тема поднималась не раз: прежде чем пускать малые и средние предприятия в лес, надо провести обучение персонала, чтобы они смогли работать без нарушений.

Введение углеродного налога в 2023 году, инициированное странами ЕС, является одним из основных факторов увеличения вклада представителей лесной промышленности в дело разработки и реализации новых климатических проектов в стране. Но для того чтобы огромные лесные массивы не превратились из преимущества в обременение, необходимо усиленно работать над созданием сети лесных дорог.

В Стратегии развития лесного комплекса РФ строительство лесных дорог отмечено в качестве одного из наиболее важных факторов освоения расчетной лесосеки для районов с ограниченной транспортной доступностью. Кроме того, лесные дороги нужны для проведения мероприятий по защите и воспроизводству лесов, для сообщения между лесными поселениями. При этом строительство лесных дорог требует стабильного обеспечения большими объемами песка и песчано-гравийной смеси (ПГС). Единственным источником такого материала на лесных участках являются недра, содержащие соответствующие полезные ископаемые.

Сложившаяся сегодня ситуация ведет к отсутствию дорог для вывоза древесины, приостановлению производства, сокращению рабочих мест на лесозаготовительных предприятиях. Для обеспечения стабильной деятельности лесозаготовительных предприятий необходимо внести изменения в статью 19 Закона «О недрах» и включить объекты по использованию общераспространенных полезных ископаемых в перечень объектов лесной инфраструктуры.

В качестве альтернативного варианта решения проблемы предлагается дополнить статью 19 Закона «О недрах», предусмотрев право органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять порядок отнесения внутрихозяйственных нужд, связанных со строительством и содержанием лесных дорог, при использовании лесов с целью заготовки древесины. Строительство лесных дорог  – важнейший фактор в развитии лесозаготовительной деятельности. И задача государства  – обеспечить условия для этой работы.

spot_img
spot_img
spot_img

Читайте также:

- Advertisement -spot_img