spot_img

«Цифровой лесничий»: как школьники с нуля осваивают цифровую таксацию

текст: Наталья Шварц, фото: «Центр космических технологий и услуг»

Выставки

Лесное хозяйство России, как и многие другие отрасли, встало на путь цифровой трансформации. Однако пройти его успешно и в короткие сроки не получится без кадрового резерва.

Кто сегодня готовит кадры для «цифрового леса» и как к этой работе могут подключиться отдельные предприятия и целые регионы – об этом в материале журнала «ЛПК Сибири».

К 2023 году в России планируется создать платформу «Цифровой лес», которая объединит в себе информационные системы (ИС) управления лесами ЛесЕГАИС и ИС дистанционного мониторинга Рослесхоза.

Пилотные проекты по обкатке технических решений платформы «Цифровой лес» уже запущены в шести лесничествах российских регионов. Параллельно Рослесхоз готовит правовую базу для цифровизации лесного хозяйства.

Запуск платформы «Цифровой лес» – лишь один из примеров технологической трансформации лесной отрасли, которая идет со многих сторон. В трансформации заинтересовано государство: оно делает фокус на оцифровку процессов (ЛесЕГАИС, «Лес.Восток») как инструмент управляемости и прозрачности отрасли. Тема инноваций и цифровизации затронута в базовом документе для работы отрасли, Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года.

В частности, документ предполагает использование космической группировки спутников для получения оперативной информации о лесных пожарах. В создании и развитии системы космического мониторинга участвуют три института РАН, а также подведомственные организации Федерального агентства лесного хозяйства и Росгидромета.

К 2023 году в России планируется создать платформу «Цифровой лес», которая объединит в себе информационные системы (ИС) управления лесами ЛесЕГАИС и ИС дистанционного мониторинга Рослесхоза.

Немаловажно и то, что цифровую трансформацию развивают и лесные предприятия. Новые технологии и инновационные продукты внедряют такие крупные компании, как «Илим», «Свеза» и другие.

Однако любые инициативы в области цифровой трансформации ЛПК России невозможны без серьезного кадрового задела. Сформировать его призван запущенный в 2020 году конкурс «Цифровой лесничий».

Цифровой двойник леса

В 2018 году в России был дан старт новой инициативе – всероссийскому движению «Дежурный по планете». Масштабная программа объединила технологические конкурсы и проекты для школьников и студентов в области космоса. Главная цель проекта – повысить популярность космических исследований и разработок среди школьников России и создать доступную современную образовательную среду в области космических технологий и исследований.

Организаторами программы «Дежурный по планете» выступили флагманы инноваций в России – Госкорпорация «Роскосмос», образовательный Фонд «Талант и успех», Фонд содействия инновациям, Кружковое движение НТИ, Сколковский институт науки и технологий, а партнерами программы – высокотехнологичные компании «Лоретт», «СКАНЭКС», VoltBro, «Спутникс», «Образование будущего», «Центр космических технологий и услуг», образовательные организации НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский политехнический университет и другие.

Образовательная программа глобальной инициативы «Дежурный по планете» состоит из семи конкурсов. Один из них – «Цифровой лесничий», участие в котором принимают учащиеся 8–11 классов.

– В рамках конкурса ребята постигают новейшие технологии учета и наблюдения за лесом. Космические снимки, аэрофотосъемка, воздушное лазерное сканирование – школьники не просто собирают эту информацию, но и учатся дешифрировать полученные данные. В результате всего за две недели ученики 8–11 классов с нуля вырастают в специалистов по сбору и обработке информации. Как в теории, так и на практике, создают описание леса в цифровом виде и получают понимание, что такое цифровой двойник леса, – рассказывает директор «Центра космических технологий и услуг» (ЦКТИУ) Альберт Васильев. С 2020 года один из пионеров использования данных воздушно-лазерного сканирования лесов для проведения таксационных и лесоустроительных работ в России, ЦКТИУ и его сотрудники участвуют в конкурсе «Цифровой лесничий» в качестве соорганизаторов, лекторов и экспертов.

С 2015 года «Центр космических технологий и услуг» поддерживает всероссийское движение школьных лесничеств, которое развивается при содействии Рослесхоза.

Фокус на практику

«Цифровой лесничий» – не первый опыт работы «Центра космических технологий и услуг» в подготовке кадров для лесной отрасли. С 2015 года предприятие поддерживает всероссийское движение школьных лесничеств, которое развивается при содействии Рослесхоза. Кроме этого, ЦКТИУ плотно работает со студентами отраслевого вуза – Пермского государственного аграрно-технологического университета (ПГАТУ). Однако принципиальное отличие «Цифрового лесничего» – масштабность проекта.

– Каждый, кто сегодня работает в лесной отрасли, на собственном опыте знает, как остро стоит проблема кадров. Сложно найти профессионалов даже для стандартных технологических операций, а уж если говорить о внедрении новых технологий – то тут выжженное поле. Вот почему важно не просто переучивать кадры, но и вкладываться в воспитание подрастающего поколения. Цифровая трансформация лесной отрасли – это вопрос времени. Но если не сфокусироваться на кадровом вопросе прямо сейчас, то в области цифровизации леса России неизбежно будет в роли догоняющего, – говорит Альберт Васильев.

Отличительная особенность конкурса «Цифровой лесничий» – фокус на практику. После необходимой теоретической подготовки, ребята выезжают в лес для проведения цифровой таксации, сбора данных о лесе, а затем дешифрируют собранную информацию.

– Одна из основных целей для нас, как компании, которая развивает и внедряет в работу новые технологии сбора данных о лесе, – показать, что лесное хозяйство является отраслью, где может быть реализован передовой край науки. Лес – это не просто кустарники и деревья, а интересная перспективная специальность. К примеру, во время занятий подробно рассказываем школьникам о возможностях беспилотников и воздушного лазерного сканирование – как знакомим с этими технологиями, так и учим работать с полученными данными. Ребята работают с космическими снимками: дешифрируют снимки, определяя, что изображено на снимке, и даже выявляют на основании анализа снимка какую-то проблему. Так как немалую роль в лесном деле играет картография, отдельные занятия посвящены определению координат, ориентированию на местности, построению планов местности. Словом, направлений работы очень много, что делает конкурс не просто увлекательным и полезным времяпрепровождением, но и возможностью вплотную прикоснуться к будущей профессии, – рассказывает инженер «Центра космических технологий и услуг» – эксперт конкурса «Цифровой лесничий» Александра Ахремчик.

Лес – это не просто кустарники и деревья, а интересная перспективная специальность. К примеру, во время занятий подробно рассказываем школьникам о возможностях беспилотников и воздушного лазерного сканирование.

Передать опыт

С 10 по 25 марта 2021 года в Нальчике состоялся заключительный этап конкурсов «Дежурный по планете». Участие в нем приняли около 130 школьников из 39 субъектов РФ, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Астраханской, Ульяновской, Нижегородской, Ростовской областей, из Адыгеи, Башкирии, Забайкальского и Хабаровского края. В том числе по итогам конкурсных испытаний и решения незаурядных кейсов были определены победители «Цифрового лесничего». Однако сама инициатива уже перерастает границы только лишь конкурса.

– На недавней встрече в образовательном центре поддержки одаренных детей «Сириус» большой интерес к обучающей программе конкурса увидели со стороны директоров и преподавателей региональных центров «Сириус». В частности, ЦКТИУ получил приглашение провести локальную смену конкурса на Ямале, она состоится в конце ноября. Есть интерес со стороны Красноярска, Иркутска, Кировской области и Пермского края – главных лесообразующих регионов страны. Развивается и другое направление: к нам, в Пермь, на подобные смены приезжают ребята со всей России. Причем не только представители школьных лесничеств, а городские ребята, учащиеся 10–11 классов, которые интересуются лесной тематикой, новыми технологиями и современными методами обработки данных, – рассказывает Альберт Васильев.

«Центр космических технологий и услуг» предлагает возможность провести смену «Цифрового лесничего» в регионе с использованием соответствующего оборудования (БПЛА, LiDAR и проч.). Кроме этого, ЦКТИУ готов передать методологию проведения обучения с возможностью арендовать или приобрести в собственность необходимое оборудование. Воспользоваться этим предложениям могут как регионы, так и отдельные предприятия, заинтересованные в воспитании кадров для лесной отрасли.

spot_img
spot_img
spot_img

Читайте также:

spot_img