More
    spot_imgspot_img

    Где взять кадры для российского ЛПК?

    Выставки

    Проблемы кадрового обеспечения лесной отрасли и пути их решения обсудили на заседании Экспертно-консультативного Совета (ЭКС) по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, которое состоялось 21 ноября 2023 года.

    Результаты масштабного анкетирования, проведенного на предприятиях лесопромышленного комплекса, показали: вопрос кадрового обеспечения – один из самых больных и тяжело решаемых среди всех, стоящих перед производственниками.
    Многие участники встречи с болью говорили о том, что молодые специалисты не мотивированы на работу. Современные выпускники зачастую или не имеют карьерной цели или не отдают себе отчета, что для движения вперед нужен планомерный, ответственный труд. И эта проблема решается не на уровне СПО или вузов, трудовые навыки прививаются со школьной скамьи, а, возможно, и еще раньше.

    Руководитель ЭКС по лесному комплексу Татьяна Гигель обратила внимание на то, что многие выпускники в принципе не выбирают для себя инженерные профессии. Одна из причин этого – отсутствие современного оборудования в школах в кабинетах физики и химии. Предприятия отрасли, заинтересованные в новых молодых кадрах, пытаются исправить это положение, но без участия органов госвласти эту проблему в целом не решить.

    В выступлении Марины Софроновой прозвучали вполне достойные цифры: в системе СПО ведется подготовка кадров для лесопромышленного комплекса по 14 профессиям и 4 специальностям, молодых специалистов готовят более 200 образовательных организаций. Активно актуализируются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), примерные образовательные программы с учетом отраслевых требований и запросов конкретных предприятий, совершенствуется система оценки качества подготовки кадров. В рамках Федерального проекта «Профессионалитет» созданы три образовательно-производственных кластера – для совместной работы колледжей и ведущих предприятий отрасли. Тезис о том, что образовательным организациям для подготовки востребованных специалистов необходимы реальные запросы от предприятий – как количественные, так и качественные, был всеми поддержан. Только на основе этих запросов могут быть сформированы эффективные контрольные цифры приема и образовательные программы.

    В рамках закона

    Государство заинтересовано в решении кадровой проблемы и активно совершенствует правовые нормы, которые могут этому способствовать. Практически полностью переписана ст. 56 Федерального закона об образовании, посвященная целевому обучению.

    На заседании были озвучены и другие запросы на совершенствование законодательства. Предусмотреть облегчение налогового бремени на суммы, которые предприятие вкладывает в поддержку образовательных учреждений и студентов, обучающихся по целевым договорам, разработать льготы при организации учебного производства, откорректировать недавно принятые изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции», уточнив про династии в лесной отрасли.

    На заседании прозвучала цифра, что из выпускников лесного профиля продолжают свою трудовую деятельность по специальности лишь 25%, а это может говорить в том числе и о нецелевом расходовании бюджетных средств. Назрела острая необходимость в строгой системе отчетности по эффективности и планирования, и траты бюджетных средств в образовательной сфере. В связи с этим прозвучало предложение о заключении договора и со студентами, поступающими на бюджетные места.

    Решение проблемы на местах

    Участники заседания познакомились с реальными прак­тиками решения обсуждаемой проблемы на местах.

    Наработками поделилась Людмила Прищенко, директор по персоналу ООО ТПК «Феликс». Это система наставничества на производстве для молодых специалистов, собственный учебный центр, разноплановое сотрудничество с образовательными организациями, проведение соревнований между производственными участками для формирования ответственности за результат.

    Успешный опыт взаимодействия техникума и предприятия представила инженер по подготовке кадров Череповецкого фанерно-мебельного комбината Галина Киркина. На этом предприятии 40% сотрудников – выпускники Череповецкого лесомеханического техникума. Хороший и не случайный показатель. Ознакомительные экскурсии, производственная практика с обязательным трудоустройством, неформальным наставником и возможностью получения рабочей квалификации уже в процессе обучения, создание для студентов комфортного психологического климата дают свой положительный результат.

    А компания «Свеза» – мировой лидер по производству фанеры – принимает у себя на комбинате в рамках программы АСИ промышленных туристов. Они, увидев процесс производства, начинают интересоваться профессиями лесопромышленной отрасли – и приходят работать в компанию.

    Куда идти и что делать?

    Совместными усилиями были определены возможные пути решения заявленной проблемы.

    Прежде всего, необходимо повысить престиж рабочей профессии. Например, сейчас даже профессиональный праздник – День работников леса – если и отмечается, то очень тихо и на уровне предприятий, в медиа-пространстве, СМИ он остается незамеченным. Но если молодые люди не увидят, что это уважаемая, интересная и перспективная профессия – они и не будут ее выбирать. Вот и идут сейчас в СПО на специальности лесного профиля люди, которые просто не могут больше никуда поступить. Соответственно, они и профессионалами хорошими не станут, и работать в лесной отрасли не останутся.

    Важен и вопрос профориентации. Есть колледжи и предприятия, которые успешно ведут работу с потенциальными студентами и сотрудниками уже в школе: создают профильные классы, проводят экскурсии по производству.

    Среди основных определяющих моментов для принятия выпускником решения остаться работать на конкретном предприятии – организация реальной производственной практики с наставником-профессионалом, социальные меры поддержки молодого специалиста (обеспечение жильем, выплата материальной помощи, медицинская страховка), достойная заработная плата, современное оборудование и технологии. И предприятия, которые успешно решают кадровую проблему, это понимают.

    Для стабильного развития отрасли необходимо задаваться вопросом – кто будет востребован на производстве через 5–10 лет? На каких станках придется работать молодому специалисту? И в зависимости от ответов на эти вопросы разрабатывать профстандарты и образовательные программы.

    текст: Ольга Рябинина, MediaWood, фото: Ксения Веревкина

    Читайте также: