More
    Реклама 18+ АО "ОХК "УРАЛХИМ", ИНН 7703647595spot_imgspot_img

    Вторая молодость лесосплава

    текст и фото: ООО «Ферронордик Машины»

    Выставки

    Интересный опыт эксплуатации техники Volvo на Северо-Западе России.

    В России с ее огромными и труднодоступными территориями, отсутствием дорог, но при наличии многочисленных речных артерий, лесосплав с давних времен занимал важное место в логистике древесного сырья. В прежние времена полноводные реки Северо-Запада страны, Уральского и Сибирского регионов были заполнены баржами и плотами, доставляющими лес до крупнейших лесоперерабатывающих комбинатов страны. Но за последние десятилетия технологии лесосплава не изменились, оставаясь на уровне 80-х годов прошлого века, а речная техника практически не обновлялась.

    Не стала исключением и обширная территория Архангельской области под историческим названием Поморье, которая известна труднодоступностью своих районов: до многих по суше просто не добраться. Самый выгодный и удобный способ транспортировки — это лесосплав, который существует здесь примерно столько же, сколько и сама заготовка. Именно здесь, на берегах Северной Двины, ведет свою деятельность уникальное предприятие под названием «Архсплав», осуществляющее транспортировку леса даже из самых отдаленных районов родного края.

    Вторая молодость лесосплава
    Александр Федулов, учредитель компании «Архсплав»

    Компания начала свою работу в 2006 году, когда речная лесологистика переживала не самые лучшие времена: лесосплавное оборудование было полностью изношено. Именно в этот переломный момент компания «Архсплав» приняла решение возродить сплав с применением современных технологий. Адаптацию к новым северным идеям прошла строительная техника Volvo CE, а эффект от внедрения был колоссальным. «Сейчас мы видим погрузку леса, – рассказывает Александр Федулов, учредитель компании «Архсплав». – Для погрузки мы использовали переоборудованный нами экскаватор Volvo EC250. Лесоматериалы подвозят фронтальным погрузчиком Volvo L120. В этой связке две машины в сутки могут погрузить 1,5 тысячи кубометров».

    Труднодоступность районов Поморья диктует своеобразные условия работы, ведь до многих районов по суше просто не добраться. Последние десятилетия лесосплав переживал тяжелые времена: речная техника не обновлялась, а себестоимость погрузки плавкранами постоянно росла. «Мы решили заменить плавкраны, сами разработали стрелу, которая по задумке устанавливалась на экскаватор Volvo CE.  Я участвовал в конструировании с самого начала. Первая версия стрелы, которую мы сейчас видим, работает уже третий год», – делится подробностями Александр Федулов.

    По замыслу «Архсплава» 20-метровая стрела с лесным грейфером должна была справиться с погрузкой леса с необорудованного берега, а также сделать работы на зыбких и опасных участках менее рискованными. Хотя компания работала на технике Volvo CE с 2006 года, научиться управлять модернизированной техникой было нелегко. «Было сложно подобрать лес, плотно взять. Бралось или мало, или слишком много, или он выпадал, или его приходилось выравнивать. Все приходилось доводить до ума методом проб и ошибок», – описывает свои ощущения первый оператор переоборудованного экскаватора Сергей Лукин.

    Главное, на что обращают внимание специалисты «Архсплава», в технике Volvo CE заложены инструменты для инноваций и обучения: вы можете приспособить машины под собственные нужды. «Претензий к качеству машин нет. Надежность высокая: когда зимой пиковая нагрузка доходила до 4 000 кубометров в сутки, машины справлялись, – комментирует Александр Федулов полевые испытания погрузчика и модернизированного экскаватора. – Думаю, мы еще не знаем, какой предел у этой техники».

    Переоборудованный экскаватор Volvo CE совершил настоящий прорыв: сократил время погрузки и снизил ее себестоимость настолько, что сегодня специалисты говорят о второй молодости лесосплава.

    Вторая молодость лесосплава«Экскаватор заменил плавкран и уменьшил себестоимость погрузки в пять раз. К тому же стоянка автомобилей на погрузке и на разгрузке стала минимальной. Если до этого сортиментовозы традиционно делали два рейса, то после внедрения их количество возросло до восьми. Это заставило лучше работать дорожную службу: они поняли, что идет большой поток машин, и нужно подводить дороги. Была систематизирована работа леспромхоза. Скажем так, вся культура производства выросла», – отмечает Александр Федулов.

    В планах предприятия «Архсплав» – использовать все больше технологических новинок, а главной звездой этого проекта призвана стать техника Volvo. Вместо громоздких плавкранов по берегам Северной Двины все чаще будут встречаться быстрые и мощные экскаваторы и погрузчики, которые создали новые речные традиции края. И начало уже положено. У «Архсплава» появился своеобразный, ни на что не похожий культурно-хозяйственный уклад, а техника Volvo, выдержав суровый северный эксперимент, обрела особый, поморский, характер.Вторая молодость лесосплава

    Журнал «ЛПК Сибири» №4 / 2017

    Читайте также: