More
    Реклама 18+ ООО «АМБИТЕХ», ИНН 4725007787spot_img

    Дмитрий Степанов, «Тимбермаш Байкал»: «Гусеничная лесная техника все больше вытесняет колесную»

    Выставки

    Российский рынок лесозаготовительной техники адаптируется к новым реалиям. Масштабная перестройка приводит не только к появлению на рынке новых производителей и брендов, но и к смене технологических предпочтений. О главных трендах и прогнозах развития отрасли на площадке выставки «Эксподрев-2024» журнал «ЛПК Сибири» побеседовал с Дмитрием Степановым, директором по лесозаготовительной технике компании «Тимбермаш Байкал».

    Дмитрий, первый вопрос, конечно же, про рынок лесной техники. Как сильно он изменился за последние 2 года?

    За это время рынок пережил разные этапы. Прошлый год характеризовался спадом и неопределенностью. Ни дилеры, ни клиенты не знали, куда все идет и как будет работать. Перспектив не просматривалось. Однако к настоящему моменту на рынке лесозаготовительной техники сформировалось стабильное предложение – не только в части брендов, но и в отношении приоритетных видов техники.

    Мы видим тенденцию: отечественные покупатели все чаще отдают предпочтение гусеничным харвестерам на этапе заготовки леса. Да и рынок наконец-то оживился. Здесь справедливости ради отмечу, что в значительной степени это вызвано отложенным спросом. Если в 2022 и 2023 годах многие лесозаготовители приостановили обновление парка техники, то в этом году возникла острая необходимость заменить машины, учитывая их значительный износ в суровых условиях эксплуатации.

    Лидирующие позиции на рынке поставок лесной техники сегодня занимают азиатские бренды. Сформировалось ли у клиентов доверие к этим машинам?

    Однозначно да. Данная лесозаготовительная техника хорошо себя зарекомендовала. Значительное преимущество азиатских производителей техники заключается в том, что они, во-первых, внимательно относятся к обратной связи: инженеры регулярно посещают Россию, наблюдают за работой техники на делянках, получают отзывы от операторов и заказчиков. Во-вторых, на основе этой обратной связи производители оперативно вносят различные изменения и усовершенствования.

    Если говорить о надежности техники, приведу пример из практики. Гусеничный экскаватор-харвестер SANY SY245F (данный бренд в регионе представляет наша компания) работает у клиента уже два года. За это время на машине были заменены только фильтры и масла – то есть расходные материалы. Примечательно, что сама эта машина была модернизирована производителем именно на основе отзывов клиентов: установлен другой двигатель и более производительные гидронасосы, специально адаптированные под харвестерные головки. Такие целенаправленные улучшения в сочетании с ходовой рамой с повышенным клиренсом, позволяющей легко преодолевать пни и препятствия, делают SANY SY245F по-настоящему универсальной машиной. На нее можно установить практически любое навесное оборудование, помимо харвестерной головки, – и лесозахват, и мульчер.

    Большой плюс китайских производителей техники в том, что они внимательно относятся к обратной связи от российских лесозаготовителей и на базе этой информации очень оперативно вносят в машины различные изменения и доработки.

    Как клиенты отреагировали на то, что «Тимбермаш Байкал» начал поставлять не только экскаваторы, но и погрузчики, тягачи, самосвалы SANY?

    Реакция положительная, поскольку для клиентов это обеспечивает определенную стандартизацию как парка техники, так и взаимодействия с дилером. Ассортимент действительно широкий – от вилочного погрузчика до экскаватора, на базе которого можно создать гусеничный харвестер. Такой комплексный подход особенно удобен для клиентов из сферы лесозаготовки, чья техника эксплуатируется вдали от сервисного центра. То есть, выезжая на площадку клиента для технического обслуживания одной машины, наши механики могут также провести обслуживание и другой техники. Это, безусловно, удобно, а мы, как дилер, становимся ближе к клиенту. Кроме того, это упрощает использование масел, расходных и сопутствующих материалов, что также облегчает эксплуатацию техники.

    Для нас как дилера сотрудничество с SANY, серьезным производителем с основательным подходом, также развивается в позитивном ключе. Именно поэтому мы представляем широкую линейку техники этого бренда.

    Как за последние два года изменился порт­фель поставляемых «Тимбермаш Байкал» решений – появились ли новые направления, бренды, модели?

    Мы следим за всеми событиями на рынке и стремимся к постоянному росту и развитию. Во-первых, мы продолжаем оказывать сервисную поддержку всей ранее поставленной нами технике John Deere. По мере возможности в текущих условиях формируем склады запчастей и расширяем линейку предлагаемой техники. Так, уже два года в нашем портфеле присутствуют мульчеры, которые также востребованы в лесном хозяйстве.

    Мы поставляем харвестерные головки различных брендов, импортируя их по параллельным каналам. Это непростой путь, но пока наша команда не видит на рынке готовых альтернатив, способных обеспечить стабильно высокие результаты в лесу. Полагаю, альтернативные решения обязательно появятся, но не ранее чем через два-три года. Кроме того, мы формируем портфель брендов техники и решений таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности предприятий лесного комплекса в качественном оборудовании на различных производственных этапах.

    Дмитрий Степанов, «Тимбермаш Байкал»: «Гусеничная лесная техника все больше вытесняет колесную»

    Например, мы активно развиваем направление прицепной техники, востребованной лесозаготовителями, – это шторные и бортовые полуприцепы, тралы для перевозки спецтехники. Также сами проектируем и производим комплекты металлической защиты для различной лесной техники, активно развивая данное направление.

    Особого внимания заслуживает разработанная специалистами «Тимбермаш Байкал» система удаленного мониторинга и диагностики состояния техники MRA. Сегодня клиент находит в нашем лице не только надежного поставщика, но и партнера, способного оцифровать его бизнес. MRA обрабатывает множество важных параметров: местонахождение каждой единицы техники, объем лесозаготовки, расход топлива и другие ключевые показатели производительности. При этом сам клиент может находиться в офисе, анализировать получаемую информацию и принимать ключевые решения.

    Дмитрий, а как обстоят дела с конкурентной средой?

    Мы все знаем, что мировые лидеры по производству лесной техники покинули российский рынок. Это не могло не сказаться на местных дилерах: кому-то пришлось перепрофилироваться, кому-то – найти новых партнеров.

    Также сейчас локально создаются небольшие компании, иногда работающие в формате компаний-однодневок, для единичных продаж параллельно импортируемых лесных машин. Подобный бизнес строится на деньгах клиентов: берется предоплата и осуществляется поставка. Здесь важно понимать и оценивать риски. Ведь в случае непредвиденных обстоятельств, которых в нынешних условиях может быть предостаточно, клиент рискует остаться и без предоплаты, и без машины. При параллельном ввозе у поставщика обязательно должна быть репутация на рынке, потому что в данном случае гарантии сможет дать только сильный и надежный партнер.

    Каковы ваши планы и прогнозы относительно рынка в следующем году?

    Гусеничная лесозаготовительная техника продолжит тенденцию высокого спроса. Сегодня для клиентов это понятные машины – с предсказуемым коэффициентом технической готовности, доступными запчастями и обслуживанием, приемлемым сроком поставки. Производительность и стоимость данных машин, безусловно, привлекают.

    Тем не менее зеленые форвардеры и другая колесная техника не уйдут с рынка и будут по-прежнему импортироваться по параллельным каналам. Что касается хлыстовой лесозаготовки и соответствующего оборудования – спрос на такие машины не будет ярко выражен.

    Мы также ожидаем появления колесной техники от наших азиатских партнеров. В сравнении с колесными машинами, которые сегодня ввозятся по параллельному импорту из Финляндии и Швеции, приобретение такой техники будет сопоставимо по стоимости. Многое относительно ценообразования будет зависеть от импортера. Окончательные выводы о целесо­образности приобретения данной техники можно будет сделать только после того, как опытные образцы пройдут тестирование в наших условиях.

    На российском рынке уже появились чокерные скиддеры азиатских производителей, которые удовлетворяют локальный спрос на данную технику. В основном она представлена на Дальнем Востоке, а несколько единиц прошли тестирование и в Сибири, показав неплохие результаты.

    текст: Борис Смирнов, Наталья Шварц
    фото: Алексей Полянский

    Читайте также: