spot_imgspot_img
spot_img

Переоборудование экскаватора в харвестер и перегружатель

Александр Трифонов, фото: Александр Белов

Выставки

В 90-е годы прошлого столетия на смену крупным государственным предприятиям – леспромхозам – пришли частные лесопромышленные фирмы с существенно меньшими производственными мощностями. Это послужило толчком к переносу ключевой операции технологического процесса – раскряжевки хлыстов – на лесосеку по скандинавской, сортиментной технологии, с использованием многооперационных машин.

Совмещение в одном агрегате (харвестере) функций спиливания дерева, очистки ствола от сучьев, раскряжевки, сортировки и укладки выпиленных сортиментов в штабели позволяет резко увеличивать производительность труда на лесосечных работах. К тому же харвестер отвечает экологическим требованиям, сохраняя подрост и причиняя минимальные повреждения почвенному покрову. Кроме того, харвестер может выполнять ряд лесохозяйственных и дорожно-строительных работ.

При этом даже не специалисту ясно, что базовой машиной для харвестера стал обычный экскаватор. Подобные агрегаты можно встретить везде. Они способны работать в различных климатических зонах, оснащены гидросистемой, приспособлены для установки различных навесных агрегатов.

Вполне логично многие лесозаготовители, решив полностью механизировать процесс лесосечных работ с минимизацией расходов на приобретение оборудования в условиях весьма высокой стоимости харвестера и отсутствия высококвалифицированных операторов, выбирают варианты переоборудования экскаватора.

Вариант 1: Экскаватор превращается в харвестер

Для переоборудования экскаватора в харвестер потребуется демонтировать ковш, через переходник установить харвестерную головку и подключить рабочие механизмы к гидросистеме.

Так как харвестерный агрегат (головка) гораздо сложнее по устройству, чем ковш экскаватора или гидромолот, то потребуется установка дополнительных гидролиний, с устройством и механизмом суммации потоков гидравлических, для управления захватным устройством, сучкорезными ножами, пильным узлом.

Также необходима установка программных блоков и контрольно-измерительной аппаратуры для управления работы харвестерной головкой. Затем следует монтаж защиты кабины оператора с установкой бруствера по периметру машины, ограждений гусениц, блока двигателя, установки сеток от мусора и опилок. Лобовое стекло необходимо заменить на высокопрочный монолитный поликарбонат толщиной 12 мм.

С учетом работы в лесу устанавливаются дополнительные фары, лучше светодиодные, с более высоким уровнем освещенности. Дополнительно можно установить подставки под гидроцилиндры подъема стрелы и охладитель гидравлического масла. В таком преобразованном виде экскаватор может работать без ограничений как полноценный харвестер. Его также можно использовать как процессор, то есть обрабатывать сваленные деревья: удалять сучья, раскряжевывать, сортировать и складировать в штабель сортименты.

Вариант 2: Экскаватор трансформируется в перегружатель

Чтобы экскаватор превратился в погрузочный агрегат, надо обеспечить ряд преобразований.

Так, для улучшения обзорности при погрузке, разгрузке и других действиях, возможны такие варианты решения:

  • установка гидравлического подъемника (лифт-кабины);
  • подставка под кабину как стационарная, так и с наклоном (для снижения габаритов при транспортировке).

Переоборудование экскаватора в харвестер и перегружательДля установки навесного оборудования, увеличения сроков эксплуатации стрелы, удлинения стрелы и удобства быстросъемного соединения, устанавливается адаптер, управляемый или стационарный. Существуют различные типы адаптеров, для разного рода грейферов и захватов, однако существенно важно выбрать вариант исполнения адаптера из высокопрочной стали, например европейской, более высокого качества и улучшенных характеристик металла.

В зависимости от поставленных задач и характеристик среды эксплуатации техники целесообразно для усиления машины и защиты ее от повреждений, а также для безопасности оператора предусмотреть установку:

  • дополнительных приборов для управления вновь установленного навесного оборудования;
  • насосной станция для автономной работы гидрооборудования;
  • дополнительного маслоохладителя, крайне важного при работе в теплое время года. Это поможет избежать высокой температуры в кабине оператора и проблемы нагрева гидравлического масла, чреватого выходом из строя механизмов;
  • дополнительного освещение с необходимой защитой осветительных приборов;
  • противовеса для более устойчивой работы техники.

В качестве рабочих механизмов можно устанавливать различные типы грейферов для бревен, мусора, порубочных остатков, металла. Заключительный этап переоборудования – установка системы управление для навесного оборудования: джойстики, педали, кнопки.

В конечном итоге мы получаем многофункциональный погрузчик, который можно с успехом эксплуатировать в лесу, на лесных складах, погрузке вагонов. При удлинении стрелы и рукояти его можно использовать на погрузке барж. Доказано: такая машина значительно выгоднее плавкрана. Не зря крупные предприятия Северо-Запада России активно используют переоборудованную технику.

Вариант 3: переоборудование по желанию

При необходимости машину можно превратить в другой полезный механизм, проблема лишь в оперативной замене навесного оборудования. Выход: установка быстросъемных соединений, с помощью которых замена рабочего органа занимает не более 10 минут. Тогда, имея в наличии различные сменные агрегаты, можно использовать ее как кран, экскаватор, погрузчик бревен или металла, гидромолот, бурильную установку, мусоросборщик.

Однако стоит иметь ввиду, что экскаватор, как правило, имеет свои настройки давления и расхода гидрожидкости и они могут не совпадать с параметрами навесного оборудования, что чревато выходом из строя агрегатов, а при недостаток потока и давления не смогут гарантировать достижения паспортных характеристик навесного оборудования.

Поэтому подобную работу стоит доверять только специалистам-гидравликам.

Преимущества трансформации:

  • цена существенно ниже в сравнении со специализированной техникой;
  • упрощенная эксплуатация и сравнительно меньше расходы на обслуживание техники;
  • высокая остаточная стоимость на вторичном рынке;
  • при установке необходимых защит обеспечивается минимальная уязвимость от повреждений;
  • хорошая производительность экскаватора в сравнении со специализированной техникой;
  • возможность установки более тяжелого и производительного оборудования для работы с крупным лесом;
  • универсальность и многофунк­циональность, что позволяет использовать технику в любое время года;
  • наличие множества сервисных центров и складов запчастей по России, что минимизирует простои техники.

Все проекты по переоборудованию согласовываются с производителями экскаваторов, что, однако,  не сказывается на гарантийных обязательствах при дальнейшей эксплуатации базовых машин.Переоборудование экскаватора в харвестер и перегружатель

Журнал «ЛПК Сибири» №4 / 2017

Читайте также:

spot_img