Строить дом сейчас или подождать? Когда, если не сейчас. С таким позитивным подходом компании, занимающиеся строительством домов из древесины презентуют свою продукцию и услуги на международной выставке «Деревянные дома. Осень 2022», которая открылась 27 октября в Крокус Экспо (Москва).
Мероприятие объединило российские компании, занимающиеся строительством и отделкой домов из древесины, производителей бруса, поставщиков лесоматериалов, архитекторов и дизайнеров.
Большинство компаний — это предприятия малого и среднего бизнеса. Практически все на рынке более 10 лет, пережили несколько кризисов — 2014, 2018, 2020 годов.
Меняется ситуация и условия, приходится заменять некоторые материалы для строительства, клиенты становятся более требовательными, но компании продолжают работать и не отмечают снижение спроса.
Риски, которые определяются сегодня, отличаются от тех, что были раньше, но они были всегда. Владимир Каширин вице-презилент Ассоциация строителей малоэтажных домов «Экосоюз» ответил на вопрос многих россиян: строить сейчас или подождать. Он отмечает, что за последние 24 года наша страна периодически испытывает экономическую турбулентность. И ждать удобного случая, когда строительство дома будет максимально выгодным, можно до бесконечности, при этом постоянно оставаться в проигрыше. Ситуация в экономике меняется с большой скоростью. И все, что вчера считалось отрицательным фактором, может стать фактором положительным. Как, например, цены на строительные материалы, в том числе и в деревянном домостроении, снизились в этом году ориентировочно на 30 процентов. Это сделало продукцию для домостроения привлекательной для покупателя. А логистика выросла в несколько раз, подорожали кровельные и изоляционные материалы, лакокрасочная продукция. Рынок всегда будет испытывать волатильность и реагировать на негативные и позитивные факторы. А бездействие всегда отбрасывать назад.
Александр Боченков, руководитель строительного отдела Архангельского завода клееного бруса ( ООО «Архзавод») рассказывает, что производство продолжает работать стабильно. Приходится заменять некоторые материалы, например клей, но в целом интерес к деревянному домостроению не падает. При этом он отмечает, что изменились клиенты. Если ранее заказывали только домокомплект, а строили сами, то сейчас клиент уже разбирается в технологиях, понимает качество и приходит уже за готовым решением.
Андрей Белоглазов, руководитель компании «Сямженский лес» (Вологодская область) также говорит о том, что предприятие устояло в 4-х волнах кризисов. На рынке компания с 1991 года, своя лесозаготовка и производство. Даже во время резкого повышения цен на дерево в 2020 – 21 годах количество заказов не снизилось. «Люди считают, что если ты принял решение, то надо строить здесь и сейчас. Лучшего момента не будет в жизни. Наш плюс в том, что мы изначально не использовали импортное оборудование и материалы. Сушилка из Серпухова, станок из Боровичей. В плане производства отечественные технологии дают достойное качество».
Предприниматели также отмечают и помощь государства. В частности, участие в выставке многим оплатили структуры регионального развития областей и Центры поддержки предпринимательства «Мой бизнес».