Российским предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности необходимо делиться информацией и консолидировать усилия на благо развития ЦБП. Такой вывод сделали эксперты и участники тематической сессии «ЦБП в информационном поле: развенчивая мифы и заполняя пробелы», прошедшей в рамках форума PulpFor 2022. Партнером сессии выступило PR-агентство MediaWood.
Целлюлозно-бумажная промышленность как одна из подотраслей лесопромышленного комплекса является наиболее закрытой с точки зрения информационной гласности. А ведь именно от того, сколько информации выдает о себе компания, зависит ее паблицитный капитал, формируется верное представление общественности об ее деятельности, бренде, да и отрасли в целом.
Как отметил председатель Правления Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром») Юрий Лахтиков, невозможно строить стабильную экономику будущего и рационально использовать природные ресурсы без правильного представления обществом, что на самом деле происходит в лесу и что собой представляют предприятия ЛПК, те же целлюлозно-бумажные комбинаты.
В длинном перечне существующих в ЦБП проблем есть как раз и информационный вакуум, в котором находится большинство отраслевых компаний. А следствие этого — отсутствие у широкой общественности представления о том, какую роль для российской экономики играет продукция ЦБП, но зато сразу всплывают картинки лесных пожаров, чадящих заводов и вырубленных лесов.
Для развенчивания мифов о деятельности ЦБП, не нарушая корпоративных стратегий и политики, не раскрывая коммерческой, обоснованно закрытой информации, сообща работать с общественным мнением, продвигать такие важные темы, как ESG-повестка, устойчивое лесопользование, идею о «зеленых легких планеты» и возобновляемых ресурсах. Важно заниматься просветительской деятельностью не только среди детей и молодежи, с рядовыми жителями лесных территорий и потребителями продукции ЦБП, но и в кругу государственных служащих, управляющих отраслью, у которых, как правило, нет профильного образования и верного представления о процессах, происходящих в ЛПК.
Да что говорить об общественном мнении в целом, если и сами специалисты внутри лесопромышленного комплекса зачастую не владеют информацией о «соседних» подотраслях и производимой ими продукции.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за 9 месяцев прошлого года в сегменте целлюлоза-бумага-картон в сумме было произведено более 13 млн тонн продукции. В то же время пиломатериалов произведено 22 млн м3 и примерно столько же других видов древесной продукции. Руководитель Ассоциации производителей машин и оборудования лесопромышленного комплекса «ЛЕСТЕХ» Александр Тамби отметил, что, если привести все к единым единицам измерения, то в целом получаются весьма сопоставимые объемы производства.
При этом он подчеркнул, что говоря о лесопромышленном комплексе, на отраслевых мероприятиях традиционно четко выделяют три разные составляющие: деревообработку, производство мебели и ЦБП — как будто бы самостоятельные, не связанные друг с другом отрасли, функционирующие исключительно в своих собственных интересах, без оглядки друг на друга. Но кто бы сколько не производил такой разной продукции, и к какой бы подотрасли ЛПК не относилось предприятие, всех объединяет одно: общая лесосырьевая база.
Кто-то заготавливает древесину, кто-то перерабатывает ее различными способами… и каждый тянет это небольшое лоскутное одеяло доступной лесосырьевой базы на себя, очень редко объединяясь, зачастую противопоставляя свои интересы интересам других, хотя как раз тут и имеется широкое поле для активного взаимодействия.
И если такое обособление и разделение внутри ЛПК присуще внутриотраслевым коммуникациям, то и конечные потребители продукции, и жители районов, где работают комбинаты, тем более жестко разделяют деревообработку, мебель и ЦБП, не владеют общей картиной и не имеют представления обо всем спектре продукции ЛПК и том вкладе, который вносит ЛПК в жизнь общества.