Малые и средние предприятия ищут новые ниши для диверсификации продаж – производство продукции более глубокой переработки. В качестве простого и быстрого решения многими рассматривается производство погонажной продукции для продаж в России.
По мнению специалистов НЛАРИ, попытка спасти лесопильный бизнес путем производства погонажной продукции имеет довольно ограниченный потенциал. Рынок крупного и мелкого погонажа в России также сбалансирован, и новые объемы просто не смогут найти места. Многие крупные лесопильные предприятия имеют необходимый парк станков для профилирования и используют его в разы меньше потенциальной мощности.
Тем не менее идея входа на рынок погонажа для малого и среднего бизнеса выглядит привлекательно. Инвестиционные затраты минимальны, и можно быстро войти на потребительский рынок, где совсем другая стоимость продукции. С другой стороны, не воспринимается тот факт, что рынок деревянного погонажа – это совсем другой рынок сбыта. Здесь деревянный погонаж конкурирует с другими видами товаров-заменителей, которые часто превосходят деревянный погонаж в некоторых свойствах. Поэтому анализ рынка деревянного погонажа необходимо рассматривать в комплексе древесных и недревесных товаров-конкурентов.
Например, имитация бруса или вагонка проигрывают вагонке из ПВХ или другим имитационным изделиям из пластика, камня и других материалов по цене и долговечности. Деревянные плинтусы и молдинги выдавливаются с рынка полиуретановым погонажем, погонажем из MDF. Они имеют те же преимущества – низкую стоимость материала, низкую стоимость монтажа, низкую стоимость обслуживания. Кроме того, есть деревянные плинтусы и молдинги (из массива или МДФ), покрытые шпоном благородных пород древесины, что повышает его внешний вид при сохранении привлекательной цены.
Погонаж из массива древесины (цельной или сращенной) требует дополнительной обработки и уже не является привлекательным предложением на рынке. Такая продукция проигрывает по цене и стоимости использования товарам-конкурентам, поэтому при анализе этого рынка и при выходе на него необходимо тщательно взвесить все возможные варианты.
Рынок погонажа в России давно сформирован, и завоевать новые ниши можно только предложением более дешевого товара. Наиболее простым решением является производство крупного погонажа в виде доски пола, имитации бруса, имитации бревна, планкена, американской доски и других изделий с крупным сечением. Это все возможно произвести, если входящая доска имеет нормальную геометрию и припуски на прострог, в противном случае, затраты на прострог превысят выгоду от продажи.
Наиболее сложным в производстве является имитация бревна, ее производство требует не менее двух проходов строгального станка, а иногда и больше, что отображается на цене.
Точность строгания малого погонажа должна быть высокой. Несостыковка шипа и паза в вагонке обычное дело, особенно при перенастройке оборудования или смене ножей. Требования к строгальному оборудованию, состоянию ножей или фрез также выше, так как поверхность не должна иметь шероховатостей, поверхность определяет качество изделия.
Расход древесного сырья на производство погонажа малых сечений существенно выше, чем при производстве крупного погонажа. Это обусловлено тем, что большие потери присутствуют при раскрое входящего пиломатериала на заготовки, при сортировке готовой продукции по качеству и ее торцовке по длинам, при отбраковке.
Норма расхода древесного сырья из сухой доски для крупного погонажа может составлять 11–18% (в среднем, в зависимости от сечения и профиля), а для малого погонажа может доходить до 40–80%. Все зависит от качества входящего сырья и профессионализма технолога. Все параметры можно просчитать, сделав грамотную технологическую карту.
Применение дефектации и сращивания заготовок по длине ведет к еще большему расходу материала. Так, статистика выхода бездефектных ламелей из сухой доски хвойных пород показывает 70% и более. Зависит от качества доски. То есть более 30% уходит в отход при полном удалении пороков древесины. При этом пиломатериал несколько раз проходит операцию прострога. Доска калибруется при входе на дефектацию, калибруется после сращивания по длине и окончательно строгается при профилировании.
Тем не менее были удачные бизнес-решения по производству погонажа в рамках торговых сетей, продающих пилопродукцию, что позволяло отбирать качественный пиломатериал и производить погонаж.
текст: Национальное Лесное Агентство Развития и Инвестиций, фото: kraslesinvest.ru