More

    Покрасочные камеры для мебели: здесь мелочей не бывает

    Выставки

    Использование покрасочных камер становится неотъемлемой частью производственного процесса на мебельных и столярных фабриках, занятых изготовлением дверей, фасадов и декоративных элементов с финишной отделкой.

    По методу фильтрации камеры делятся на два основных типа: «сухие» (картонный фильтр) и «мокрые» (водяная завеса). Первый вариант избавляет от сложностей с утилизацией лакокрасочных отходов, второй не требует замены фильтров и лучше справляется с запахами.

    Схема работы покрасочной камеры для ручного нанесения проста: вентилятор создает разряжение, которое формирует поток воздуха, который, в свою очередь, уносит распыленные ЛКМ из рабочей зоны, проходит через систему фильтров и выходит наружу.

    Этот сценарий обеспечивают два основных функциональных блока.
    Первый – фильтровальный модуль, включающий водяную завесу или блок сухой фильтрации. Это та самая вертикальная стенка, перед которой маляр распыляет лако­краску.

    Второй – вытяжной модуль, включающий вытяжной вентилятор и воздуховоды, по которым загрязненный воздух удаляется за пределы помещения.

    Можно отдельно выделить еще автоматику, которая обеспечивает правильную работу системы в целом, и дополнительное оснащение, вроде водяных полов или приточных пленумов.

    По сути, покрасочные камеры – это газоочистные устройства, которые по способу фильтрации разделяют на «сухие» и «мокрые».

    При сухой фильтрации используют фильтровальные материалы, тканные или нетканые, которые механически задерживают частицы лакокрасочного тумана.

    В «мокрых» камерах работу фильтра выполняет вода, которая циркулирует по замкнутому контуру. Лучше всего себя показывает мелкая взвесь, распыленная через форсунки, но этот вариант технологически сложен, поэтому преимущественно используют водяные завесы.

    Сейчас на рынке выше потребность в камерах с водяной завесой, потому что в них не надо менять фильтровальный материал и они дешевле в эксплуатации.

    Так российская компания «Кулибин» более 7 лет проектирует и изготавливает покрасочные камеры с водяной завесой модели ОКВ. Их принцип работы заключается в следующем – при распылении лакокрасочного материала образуется окрасочный туман. Вентилятор, который установлен на крыше ПК создает разряжение и затягивает загрязненный воздух через отверстие в покрасочной камере в нижней части фронтальной завесы. Также на фронтальную лицевую поверхность осаждаются частички краски и пыли, которые улавливаются и уносятся сплошным потоком в ванную покрасочной камеры и оседают в воде. Загрязненный воздух, который с воздушным потоком попал во внутреннюю полость ПК, подвергается дополнительной очистке (фильтрация системой орошения) от отходов распыления.

    Покрасочные камеры для мебели: здесь мелочей не бывает
    Эдуард Оамер, директор производственной компании «Кулибин»

    Финальная очистка – сухая фильтрация, установленная перед вентиляторами (фильтры кокосово-волокнистые или стекловолокнистые). Изготавливаемые предприятием водяные покрасочные камеры могут быть различной модификации: с полом, с боковым стенками, без пола и без стенок. Выбор модели зависит от технологии покраски и изделия, а также требований к качеству покрытия.

    Плюсы использования водяной завесы: она необратимо связывает пыль, вода поглощает пары растворителей и скрадывает запах ЛКМ. Длину камеры подбирают так, чтобы в нее с запасом помещались самые габаритные детали, и для мебельных производств она редко превышает 3 метра. Однако, если камера рассчитана на одновременную работу двух операторов, ее длина может достигать 5–6 метров. В этом случае рабочие места разделяют перегородкой и устанавливают два вытяжных вентилятора.

    Чистая комната

    Чистая комната – это помещение с собственной системой очистки воздуха, в котором устанавливается покрасочная камера. Предварительно нагретый приточный воздух подается в комнату через фильтр в потолочном пленуме, что создает стабильный ламинарный поток чистого воздуха в комнате. Данный поток двигается в противоположную сторону комнаты и подхватывает опыл краски, который образуется в зоне распыления ЛКМ. Опыл краски эффективно удаляется из рабочей зоны, что позволяет снизить сорность и повысить качество готовой продукции. Таким образом создаются оптимальные условия для процесса покраски фасадов, дверей и других элементов мебели, где присутствуют высокие требования к внешнему виду готового изделия. За счет работы приточно-вытяжной системы вентиляции создается избыточное давление в чистой комнате, что препятствует проникновению сора и пыли из соседнего помещения. Это особенно актуально, при расположении камеры вблизи участка шлифовки и покраске изделий с высоким уровнем глянца.

    В закрытом помещении, где есть приточная и вытяжная вентиляция, можно не только очищать воздух на входе и выходе, но и управлять его скоростью и температурой, даже если воздух с улицы подогревать «на лету». Оптимальными для нормальной работы считают следующие показатели: температура воздуха в районе 22–24 °С, скорость потока воздуха – до 0,1 м/c, влажность – 40–60%.

    «В нашем проекте «чистой комнаты» за перепадами давления следят датчики и автоматически поддерживают эту разницу. Вот смотрите, если в бак втекает 10 литров воды, то, чтобы бак не переполнился, нужно, чтобы столько же и выливалось, а лучше даже немного больше, хоть на 0,1%. То же самое с камерой. Сделать совсем ровно – это очень дорого, там нужно специальное оборудование, программаторы и так далее. Но есть простое решение – это экономичный перепускной клапан, который сбрасывает избыточное давление.

    Разница давлений, на самом деле, минимальная, достаточно дельты в 1%, в противном случае давление воздуха может повредить камеру. У нас был случай, когда люди неправильно включили приток, и им выломало дверь. Поэтому надо ставить клапан или беспороговые двери, чтобы воздух выходил из камеры.

    Кроме того, если приточного воздуха намного больше, то возникают завихрения, турбулентность, а это сказывается на нанесении краски. Представьте, когда воздушный поток начинает не вытягивать распыленный материал, а наоборот, выталкивать обратно. То есть вся эта пыль ложится на готовое изделие, и возникают дефекты», – рассказывает Эдуард Оамер, директор компании «Кулибин».

    Вентиляция

    Приточная вентиляция покрасочных камер является одной из важнейших составляющих, которая обеспечивает правильную и качественную работу целого окрасочного участка. Блок приточной вентиляции (приточный пленум) предназначен для подачи очищенного воздуха в помещение покрасочной камеры для улучшения качества нанесения лакокрасочных материалов, повышения качества окрашиваемых поверхностей, а также обеспечивать не только очистку поступающего воздуха, но и создать ламинарность – выровнять движение, сделать его прямолинейным. Заметим, что слишком мощный вентилятор не нужен, он будет вытягивать лакокрасочный аэрозоль еще до того, как краска легла на детали.

    Покрасочные камеры для мебели: здесь мелочей не бывает
    Вентиляционное оборудование

    Разряжение, которое должен создавать вентилятор, рассчитывают, учитывая конструкцию камеры и длину воздуховодов. Исходя из вышесказанного, подбирают вытяжку со стандартным общепромышленным двигателем, но во взрывозащищенном исполнении. Это подразумевает, что двигатель имеет уровень защиты не ниже IP55 (не допускает проникновения пыли и влаги) и не нагревается до опасных температур (если что, срабатывает защита). Корпус и внутренние детали делают из материалов, которые не образуют искр при ударе. Таким образом, потенциальные искрогенерирующие узлы (лопасти и валы, токопроводящие элементы) не контактируют с легковоспламеняющимися парами.

    В идеальном случае на окрасочном участке возле камеры устанавливают еще приточную вентиляцию и распределительный пленум – короб с фильтром, который дополнительно очищает воздух и выравнивает завихрения потока после вентилятора. Для «чистой комнаты» это обязательный атрибут, часть ее крыши. Чем больше пленум, тем равномернее воздух поступает в рабочую зону и тем предсказуемее ведет себя распыляемая лакокраска.

    К примеру, конструкция приточного пленума производства «Кулибин» состоит из секций, количество которых зависит от потребностей каждого конкретного производства. Потолочный фильтр размещается в пространство внутри секций. На откидных нижних рамках прикреплена защелка, которая позволяет максимально упростить доступ к фильтрам.

    Фильтры

    Воздушный поток в покрасочных камерах проходит через несколько ступеней очистки, причем это касается как приточной, так и вытяжной вентиляции. Стоит отметить, что фильтры борются именно с частицами, а не с запахами.

    В первую очередь очищают воздух, приходящий с улицы или из других помещений. Это делают не всегда, но это необходимо. Первая ступень (например, сетка) задерживает крупные частицы вроде хлопьев пыли или тополиного пуха. Вторая ступень – это та самая промышленная очистка воздуха, приточные фильтры.

    Пройдя «сухие» и «мокрые» фильтры, воздушный поток по-прежнему несет какое-то количество ЛКМ. Оставшиеся частицы краски и пыли перехватывают фильтры финишной очистки из кокосового волокна или стекловолокна (Paint-stop), которые защищают лопасти вентилятора от налипания краски (еще один штрих к взрывопожаробезопасности). Фильтры из ворсистого стекловолокна имеют толщину 50–100 мм и переменную плотность, они эффективно задерживают частицы лакокраски, доводя чистоту воздуха до 99%. Необходимо внимательно следить за его состоянием, поскольку при загрязнении его фильтрующая способность падает, а нагрузка на вытяжку растет.

    текст: Николай Фефер, фото: ООО «Кулибин»

    Читайте также: