More

    Тимур Иртуганов: «Мебельщики не смогут долго сдерживать рост цен без помощи государства»

    Выставки

    Несмотря на улучшение результатов производства, первая половина 2024 года оказалась непростой для производителей плитных материалов и мебели. О ключевых проблемах в отрасли и какие меры принимаются для их решения журналу «ЛПК Сибири» рассказал генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности (АМДПР) Тимур Иртуганов.

    В настоящее время одна из главных проблем, с которой сталкиваются российские производители, – это значительный рост цен на материалы и комплектующие. Особенно остро стоит вопрос с фанерой, которая является ключевым компонентом для многих видов мебели. За последний год цены на фенол, используемый при производстве фанеры, выросли на 40%. Учитывая, что фенол составляет около 70% себестоимости смолы для фанеры, это привело к существенному удорожанию конечного продукта.

    Ситуация усугубляется и дефицитом сырья для производства фанеры. Объемы заготовки фанкряжа в предыдущие годы упали на 20%, и пока что отрасль не смогла восстановить прежние показатели. При этом мы наблюдаем рост экспорта круглого леса в Китай по ценам, превышающим внутренние, что привело к еще большему обострению ситуации и, как следствие, к повышению цен на фанкряж. Так, с января прошлого года цены на сырье увеличились более чем на 66%.

    Что касается комплектующих, то после введения санкций некоторые детали, такие как пластмассовая фурнитура и бумажная основа, начали производиться в России, но большая часть комплектующих по-прежнему поступает к нам из Китая и Турции.

    Например, 95% металлической фурнитуры импортируется. Хотя производство многих деталей можно наладить внутри страны, но потенциальных инвесторов отпугивают высокие цены на металл и жесткие квоты на его поставки. Конечно, мебельные производители готовы выступить единым заказчиком для налаживания таких производств, но в любом случае для развития этого направления необходима государственная поддержка.

    Еще одним фактором, влияющим на себестоимость мебели, стали возросшие на 30% транспортные расходы. Кроме того, из-за увеличившейся нагрузки на железнодорожную инфраструктуру сроки доставки грузов существенно увеличились. Теперь между подачей заявки на отправление груза и его получением может пройти несколько месяцев. Это связано с тем, что осенью спрос на плиты значительно выше, чем весной. Поэтому для улучшения взаимодействия между производителями мебели и плитных материалов АМДПР ежегодно проводит встречи.

    С экспортом также ситуация весьма тревожная. Экспорт российской фанеры по сравнению с 2021 годом сократился на треть. Если раньше более 50–60% продукции поставлялось на рынки Северной Америки и Западной Европы, то сейчас мы потеряли больше половины экспортных рынков, и они до сих пор не восстановлены. Это лишает наших производителей возможности компенсировать растущие издержки за счет высоких экспортных цен. В то же время мы наблюдаем рост объемов поставок фанеры из Китая на внешние рынки, причем часто эта продукция выдается за российскую. Китайские производители перерабатывают наше сырье и забирают потенциальных зарубежных покупателей у отечественных компаний. Хоть китайская фанера, как правило, и уступает по качеству нашей, более низкая цена привлекает покупателей, что сокращает спрос на российскую продукцию.

    Такая же ситуация и у производителей мебели. За прошлый год экспорт российской мебели сократился на 6%. В 2022 году из-за санкций европейские рынки сбыта, которые завоевывались годами, оказались закрыты. Поскольку поиск новых направлений – процесс весьма долгий, фабрики были вынуждены компенсировать потери за счет увеличения продаж на внутреннем рынке. И положительная динамика соотношения экспорта и импорта, наблюдавшаяся до 2022 года, сменилась негативным дисбалансом.

    Для выхода на новые перспективные рынки Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии производителям необходима серьезная государственная поддержка, включая финансовую помощь, удешевление логистики и снятие таможенных барьеров. Поскольку сейчас там установлены заградительные пошлины, которые и препятствуют поставкам продукции. А решение этих вопросов зависит от соглашения между странами.

    При этом возникает интересная ситуация на рынке. Несмотря на то, что доля импортной мебели на нашем рынке снижается, отечественные производители все еще находятся в неравных конкурентных условиях с иностранными компаниями на собственном рынке. Например, при поставках российской мебели на рынок Турции отечественные фабрики сталкиваются с пошлинами в размере 30–60%, в то время как пошлина для турецких производителей, экспортирующих мебель в Россию, составляет лишь 9–12%.

    Получается, что отечественные производители вынуждены вкладывать серьезные средства в поиск новых экспортных рынков, в то время как производители из недружественных стран продолжают поставлять свою продукцию на российский рынок. Поэтому летом 2023 года ассоциация инициировала обращение в Минэкономразвития с просьбой ввести заградительные пошлины из недружественных стран и повысить пошлины для всех остальных.

    Несмотря на существующие трудности, мы с осторожным оптимизмом смотрим в будущее. Но если на уровне государства не будут приняты меры для решения отраслевых проблем, то мебельщики не смогут долго сдерживать рост цен. Поэтому в ближайшее время Ассоциация обратится в Минпромторг и Правительство РФ с инициативами по ограничению экспорта сырья для производства фанеры, а также импорта китайской фанеры в Россию, созданию альтернативных механизмов финансовых расчетов для отечественных экспортеров мебели и созданию условий для производителей малотоннажной химии, направленных на сдерживание роста цен на их продукцию.

    текст и фото: АМДПР

    Читайте также: