More
    Реклама 18+ АО "ОХК "УРАЛХИМ", ИНН 7703647595spot_imgspot_img

    ЛПК: структура логистики и динамика развития

    Выставки

    После кризиса 2008 года лесная отрасль долго возвращалась к перспективам роста. Лишь после 2010 года наметился ориентир на нормализацию и стабильность работы. Вплоть до пандемии 2020 года отрасль двигалась стабильными шагами вверх по кривой ценообразования.

    В момент начала пандемии отрасль замерла в ожидании спада и сократила объем выпуска продукции. Крупные мировые гиганты, как ИКЕА и другие, сократили планы закупок вниз по цепочке поставок до лесопильных предприятий и лесозаготовителей в ожидании того, что спрос на конечную продукцию сойдет практически на нет.

    ЛПК: структура логистики и динамика развития
    Павел Билибин, партнер Strategy Partners

    Такую же тактику выбрали и другие отрасли, как автомобилестроение, которые также резко снизили планы продаж, приостановив закупки запчастей и деталей. Как мы знаем, прогнозам не суждено было сбыться, и рынок не упал, а вырос в разы. В древесине это явление было названо «постпандемийный строительный бум». Практически все мировые площадки фиксировали еженедельный рост начиная с конца лета 2020 года и до начала 2022 года.

    Повышенный спрос шел из США, Европы и по инерции вызвал рост цен в Восточном полушарии, где находятся производители продукции для Запада. В условиях приостановки поставок понадобился длительный период, чтобы удовлетворить внезапно выросший спрос. Можно смело назвать этот период «золотым временем» для ЛПК, поскольку ограниченное предложение, наложенное на ажиотаж потребителей, разогревали рынок и поднимали мировые цены вверх. Компании стали расширять инвестиционную активность в ожидании продолжения роста спроса, и банки охотно рассматривали финансирование новых проектов.

    ЛПК: структура логистики и динамика развития
    Динамика цен сосновой продукции 2017–2022 гг.

    Дальнейшее развитие событий сменило бурный рост на резкий спад. Первые ласточки ограничений ударили по фанере, которая попала под пристальное внимание Еврокомиссии, заподозрившей российских производителей в нечестной конкуренции и неоправданно низкой стоимости. Затем международные контейнерные линии, обслуживающие около половины всего мирового рынка, приняли решение об исключении России в циркуляции их оборудования в глобальном товаропотоке. Далее были озвучены санкции на конкретные предприятия и их владельцев и затем полное исключение 44 кода ТН ВЭД российского происхождения из таможенных систем европейских стран. Финансовые институты и регуляторы дополнили картину ограничениями на транзакции в адрес РФ и последующим отключением работы ключевых банков.

    По итогам 2022 года объемы производства в лесной отрасли снизились на 13,5%. Падение произошло с высокой базы 2021 года – пикового по реализации основных материалов во всей истории торговли древесиной.

    Лесная отрасль адаптируется к изменяющимся условиям работы и находит способы решать вопросы логистического и финансового характера в регионах сегодняшнего присутствия, и находится в постоянном поиске возможностей взаимодействия с новыми рынкам, пытаясь заместить выпавшие объемы. Этот процесс можно назвать трансформацией лесного комплекса к новым экономическим реалиям.

    ЛПК: структура логистики и динамика развития
    Выручка предприятий ЛПК РФ по видам продукции

    В структуре логистики ЛПК в 2021 году 70% от общего объема отгрузок лесоматериалов занимали железнодорожные перевозки, где 50% приходилось на вагоны и 20% – на контейнеры. Остальные 30% объема приходилось на морские перевозки. С введением внешних ограничений структура логистики значительно изменилась. Так, например, компании частично перешли с контейнеров на погрузку лесопродукции балком для рынков стран MENA через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга.

    Увеличивается востребованность мультимодальных прямых маршрутов (формата «река – море»). Благодаря увеличению параллельного импорта некоторые компании стали использовать прямые автомобильные маршруты при загрузке обратных потоков на Турцию, Ирак, Иран. Контейнерные перевозки постепенно возобновляют оборот благодаря усилиям российских и китайских линий, но их возможности сильно уступают мировым лидерам.

    Несмотря на все усилия по адаптации логистических маршрутов, приходится констатировать снижение конкуренции продукции российского ЛПК на рынках присутствия из-за увеличения стоимости доставки. Российские игроки вынуждены переплачивать более чем в 2 раза по сравнению со скандинавскими грузоотправителями, чтобы обеспечить логистику и при этом находиться в рыночных ценовых условиях Китая и Ближнего Востока. Все эти факторы значительно повышают стоимость и снижают финансовые показатели российских игроков.

    Содействием в «выживании» предприятий являются меры господдержки для лесопромышленников с фокусом на вывоз продукции из наиболее пострадавших от режимов ограничений регионов. Помимо снижения цен и объемов реализации в доступные регионы, в целом на мировом рынке наблюдается глобальное снижение потребления древесины, вызванное экономической рецессией.

    Это привело к тому, что практически все российские регионы снизили объемы лесозаготовки. В прошлом году в России в общей сложности было заготовлено 194,6 млн куб., это на 13,5% меньше, чем в 2021 году. Прогнозное падение объемов лесозаготовки в 2023 году может составить около 30%.

    ЛПК: структура логистики и динамика развития
    Прибыль предприятий ЛПК РФ

    Основными предпосылками падения являются низкий спрос на мягколиственные сортименты в связи с прекращением экспорта березовых балансов и снижение объемов производства фанерных комбинатов. В связи с высокой долей запасов березы и осины лесозаготовительная деятельность находится под давлением экономической целесообразности в условиях низкого спроса на данную группу продукции.

    В этот период особенно по-новому звучат заявленные ранее стратегические цели развития ЛПК РФ. Так, на площадке Красноярского экономического форума – 2023 прошло обсуждение стратегической сессии, которая была посвящена формированию плана реализация стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа, принятой Правительством Российской Федерации 26 января 2023 года.

    Павел Билибин, партнер практики «ЛПК» Strategy Partners, выступил модератором стратегической сессии по кластеру «Лес, лесопереработка и лесохимия, сельское хозяйство и пищевая промышленность». По итогам встречи был сформирован список конструктивных предложений, которые вошли в план реализации.

    В план реализации вошли предложения по решению вопросов логистики, строительства лесных дорог, развитию внутреннего рынка, локомотивом которого может стать деревянное домостроение. Кроме того, рассмотрели развитие глубокой переработки, чтобы с каждого куба заготовленной древесины можно было получать максимальную прибыль.

    Также в ходе дискуссии обсудили дополнительные меры господдержки отрасли: например, субсидии на развитие технологического потенциала. В дорожную карту вошло предложение по расширению подготовки кадров. Алексей Панов: особое внимание в этом году будет уделено выполнению противопожарных мероприятий в лесах

    текст: Strategy Partners, фото: Strategy Partners, freepik.com

    Читайте также: