После кризиса 2008 года лесная отрасль долго возвращалась к перспективам роста. Лишь после 2010 года наметился ориентир на нормализацию и стабильность работы. Вплоть до пандемии 2020 года отрасль двигалась стабильными шагами вверх по кривой ценообразования.
В момент начала пандемии отрасль замерла в ожидании спада и сократила объем выпуска продукции. Крупные мировые гиганты, как ИКЕА и другие, сократили планы закупок вниз по цепочке поставок до лесопильных предприятий и лесозаготовителей в ожидании того, что спрос на конечную продукцию сойдет практически на нет.
Такую же тактику выбрали и другие отрасли, как автомобилестроение, которые также резко снизили планы продаж, приостановив закупки запчастей и деталей. Как мы знаем, прогнозам не суждено было сбыться, и рынок не упал, а вырос в разы. В древесине это явление было названо «постпандемийный строительный бум». Практически все мировые площадки фиксировали еженедельный рост начиная с конца лета 2020 года и до начала 2022 года.
Повышенный спрос шел из США, Европы и по инерции вызвал рост цен в Восточном полушарии, где находятся производители продукции для Запада. В условиях приостановки поставок понадобился длительный период, чтобы удовлетворить внезапно выросший спрос. Можно смело назвать этот период «золотым временем» для ЛПК, поскольку ограниченное предложение, наложенное на ажиотаж потребителей, разогревали рынок и поднимали мировые цены вверх. Компании стали расширять инвестиционную активность в ожидании продолжения роста спроса, и банки охотно рассматривали финансирование новых проектов.
Дальнейшее развитие событий сменило бурный рост на резкий спад. Первые ласточки ограничений ударили по фанере, которая попала под пристальное внимание Еврокомиссии, заподозрившей российских производителей в нечестной конкуренции и неоправданно низкой стоимости. Затем международные контейнерные линии, обслуживающие около половины всего мирового рынка, приняли решение об исключении России в циркуляции их оборудования в глобальном товаропотоке. Далее были озвучены санкции на конкретные предприятия и их владельцев и затем полное исключение 44 кода ТН ВЭД российского происхождения из таможенных систем европейских стран. Финансовые институты и регуляторы дополнили картину ограничениями на транзакции в адрес РФ и последующим отключением работы ключевых банков.
По итогам 2022 года объемы производства в лесной отрасли снизились на 13,5%. Падение произошло с высокой базы 2021 года – пикового по реализации основных материалов во всей истории торговли древесиной.
Лесная отрасль адаптируется к изменяющимся условиям работы и находит способы решать вопросы логистического и финансового характера в регионах сегодняшнего присутствия, и находится в постоянном поиске возможностей взаимодействия с новыми рынкам, пытаясь заместить выпавшие объемы. Этот процесс можно назвать трансформацией лесного комплекса к новым экономическим реалиям.
В структуре логистики ЛПК в 2021 году 70% от общего объема отгрузок лесоматериалов занимали железнодорожные перевозки, где 50% приходилось на вагоны и 20% – на контейнеры. Остальные 30% объема приходилось на морские перевозки. С введением внешних ограничений структура логистики значительно изменилась. Так, например, компании частично перешли с контейнеров на погрузку лесопродукции балком для рынков стран MENA через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга.
Увеличивается востребованность мультимодальных прямых маршрутов (формата «река – море»). Благодаря увеличению параллельного импорта некоторые компании стали использовать прямые автомобильные маршруты при загрузке обратных потоков на Турцию, Ирак, Иран. Контейнерные перевозки постепенно возобновляют оборот благодаря усилиям российских и китайских линий, но их возможности сильно уступают мировым лидерам.
Несмотря на все усилия по адаптации логистических маршрутов, приходится констатировать снижение конкуренции продукции российского ЛПК на рынках присутствия из-за увеличения стоимости доставки. Российские игроки вынуждены переплачивать более чем в 2 раза по сравнению со скандинавскими грузоотправителями, чтобы обеспечить логистику и при этом находиться в рыночных ценовых условиях Китая и Ближнего Востока. Все эти факторы значительно повышают стоимость и снижают финансовые показатели российских игроков.
Содействием в «выживании» предприятий являются меры господдержки для лесопромышленников с фокусом на вывоз продукции из наиболее пострадавших от режимов ограничений регионов. Помимо снижения цен и объемов реализации в доступные регионы, в целом на мировом рынке наблюдается глобальное снижение потребления древесины, вызванное экономической рецессией.
Это привело к тому, что практически все российские регионы снизили объемы лесозаготовки. В прошлом году в России в общей сложности было заготовлено 194,6 млн куб., это на 13,5% меньше, чем в 2021 году. Прогнозное падение объемов лесозаготовки в 2023 году может составить около 30%.
Основными предпосылками падения являются низкий спрос на мягколиственные сортименты в связи с прекращением экспорта березовых балансов и снижение объемов производства фанерных комбинатов. В связи с высокой долей запасов березы и осины лесозаготовительная деятельность находится под давлением экономической целесообразности в условиях низкого спроса на данную группу продукции.
В этот период особенно по-новому звучат заявленные ранее стратегические цели развития ЛПК РФ. Так, на площадке Красноярского экономического форума – 2023 прошло обсуждение стратегической сессии, которая была посвящена формированию плана реализация стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа, принятой Правительством Российской Федерации 26 января 2023 года.
Павел Билибин, партнер практики «ЛПК» Strategy Partners, выступил модератором стратегической сессии по кластеру «Лес, лесопереработка и лесохимия, сельское хозяйство и пищевая промышленность». По итогам встречи был сформирован список конструктивных предложений, которые вошли в план реализации.
В план реализации вошли предложения по решению вопросов логистики, строительства лесных дорог, развитию внутреннего рынка, локомотивом которого может стать деревянное домостроение. Кроме того, рассмотрели развитие глубокой переработки, чтобы с каждого куба заготовленной древесины можно было получать максимальную прибыль.
Также в ходе дискуссии обсудили дополнительные меры господдержки отрасли: например, субсидии на развитие технологического потенциала. В дорожную карту вошло предложение по расширению подготовки кадров.
текст: Strategy Partners, фото: Strategy Partners, freepik.com