- Реклама -

Алексей Желнеев: Эффективное взаимодействие лесопользователей с коренными малочисленными народами может улучшить экономику территорий

текст: Наталья Шварц, фото: пресс-служба Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес», rambler.ru, depositphotos.com, atr.tynda.ru

Выставки

Biesse представляет «E-vent: Digital in Action»

Виртуальное мероприятие Биессе, которое пройдет с 24 по 26 июня, станет уникальной возможностью познакомиться со всеми новинками в обработке дерева и современных материалов в инновационном формате.

Практика участников премии «Зеленый проект года-2020»

На премии FSC России «Зеленый проект года-2020» будут представлены несколько проектов, связанных с внедрением модели интенсивного лесного хозяйства или ее элементов.

Биомасса: топливо и энергия — 2020

6-7 октября 2020 года в Москве, в отеле «Холидей Инн Лесная» состоится Конгресс и выставка  «Биомасса: топливо и энергия»
Национальная ассоциация лесопромышленников «Русский лес»
Национальная ассоциация лесопромышленников «Русский лес»https://nationalforest.ru/
Национальная ассоциация «Русский лес» - объединение лесозаготовительных, перерабатывающих и логистических компаний лесной отрасли РФ.

«Ответственное лесопользование» – ключевое понятие для лесопромышленного комплекса во всем мире. Емкое определение включает множество нюансов. Один из них – взаимодействие с коренными и малочисленными народами: тема особенно актуальная для лесопользователей Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Как законодательство регулирует соблюдение интересов коренного населения территорий и лесопользопользователей и всегда ли нормы закона соотносятся с практикой реальной работы лесозаготовителей – об этом журнал «ЛПК Сибири» поговорил с Президентом Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Алексеем Желнеевым.

Алексей Алексеевич, по вашим оценкам, насколько для ЛПК России актуальна тема, которая на первый взгляд может показаться «узкой» – взаимодействие с коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока по вопросам лесопользования?

Представление об «узости» темы ошибочно – это становится ясно, как только мы обращаемся к объективной статистике. В Российской Федерации численность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет чуть более 250 тысяч человек. Они проживают в 28 субъектах страны, в том числе ориентировочно чуть более 100 тысяч человек ведут кочевой образ жизни.

Например, на территории Красноярского края проживают представители восьми национальностей: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Всего по Красноярскому краю учтено 16 735 представителей коренных малочисленных народов. Наиболее многочисленные из них – долганы (5 810 человек), эвенки (4 372), ненцы (3 633), кеты (957) и нганасаны (807 человек), которые составляют 94% от общего их числа.

И эти почти 17 тысяч человек проживают и ведут хозяйство, в том числе на территории лесного фонда Красноярского края…

Разумеется! Для реализации представителями коренных малочисленных народов РФ, проживающих на территории Красноярского края, прав для ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности федеральное законодательство позволяет коренному населению свободно использовать природные ресурсы, в том числе леса в местах их традиционного проживания. Так, в настоящее время на территории лесного фонда Красноярского края действует 14 договоров аренды лесных участков на площади 7,3 млн га для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заключенных с коренными малочисленными народами. В их числе общины Мадра, Верхняя чунка, Кунноир и другие; и 3 договора аренды лесных участков на площади 327 тыс. га для осуществления сельского хозяйства – северного оленеводства, заключенных с коренными малочисленными народами Севера, такими общинами как «БАКА», «Бат» и «Ямбукан».

В контексте общей картины стоит отметить и то, что освоение Севера России – стратегическая задача для государства. Это понимают и представители коренных малочисленных народов. В частности, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации отмечает, что освоение Севера неизбежно и декларирует понимание всей значимости и важности этой задачи. Одновременно Ассоциация делает акцент на то, что освоение Севера должно проводиться грамотно, с учетом экологических требований, специфики и интересов проживающего там населения, с законодательным оформлением вопросов оценки и компенсации ущерба.

Однако ключевой момент – это резюме Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ по вопросу освоения территорий. Вот дословная цитата: «Деятельность добывающих компаний на территориях исконного проживания и хозяйствования коренных малочисленных народов может быть разрушительной, но она же может способствовать сохранению и развитию народов, издревле живущих на суровой северной земле».

Алексей Алексеевич, какая практика взаимодействия с коренными малочисленными народами при природопользовании сложилась на сегодня?

Основополагающий принцип современного международного отношения к коренным малочисленным народам состоит в том, что они имеют право на земли и ресурсы, которыми традиционно владели. Важный нюанс – государства должны применять затрагивающие коренные малочисленные народы законодательные или административные меры только после консультаций и с получением с их стороны полного, предварительного и осознанного согласия. Эти принципы наиболее полно выражены в двух международных документах: Конвенция МОТ №169 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1991 г.).

А если говорить о российских реалиях?

Законодательная база РФ, на первый взгляд, содержит необходимые гарантии сохранения родовых угодий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Проблема в том, что эти законы создают юридические предпосылки для решения проблемы, но не предлагают конкретные механизмы для лесопользователей.

Например, основополагающий федеральный закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов в России (речь идет о ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 N 82-ФЗ – Прим. ред.) устанавливает, что органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления «могут» и «имеют право» защищать интересы, традиции, окружающую природную среду и хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, однако нигде не говорится, что это является их обязанностью.

В законе введено понятие «этнологическая экспертиза» – исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов, но порядок ее проведения и оценки специфического ущерба не определен.

Законом предусмотрено также право на участие коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и право на возмещение убытков.

Но коренное население не имеет юридических прав собственности на землю, где оно живет, охотится, рыбачит, пасет оленей – в РФ земли лесного фонда, как известно, принадлежат государству, поэтому на практике компании зачастую не считают себя обязанными получать согласие коренного населения на начало работ.

Какими могут и должны быть пути выхода из законодательных коллизий?

Нет конкретных рецептов, как эффективно сочетать развитие экономики с сохранением традиционных культур и образа жизни аборигенов. Самой эффективной мерой взаимодействия считается соглашение между лесопользователями и общинами (семьями) с перечнем взаимных обязательств и прописанная система наказания за их нарушения.

К примеру, Статьей 48 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что при использовании лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, должна быть обеспечена защита как исконной среды обитания этих народов, так и их традиционного образа жизни. Возмещение убытков в случае нарушения этих прав обеспечивается в соответствии с вышеупомянутым федеральным законом.

Каковы подходы к определению причиненного в таких случаях ущерба?

Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2009 № 565. Данную методику рекомендовано применять в качестве основы для создания инструктивно-методических документов по исчислению размера убытков, утверждаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом региональных особенностей.

С учетом этого, законом Красноярского края (речь о законе № 7-1215 «Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края» от 01.07.2003 – Прим. ред.) утверждена соответствующая методика исчисления размера убытков. Порядок же утверждения нормативно-справочных показателей, необходимых для исчисления убытков, причиненных малочисленным народам в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц утвержден постановлением Правительства Красноярского края (речь о постановлении Правительства Красноярского края от 26.02.2013 № 60-п – Прим. ред.)

Если говорить о сфере лесопользования, то для расчета убытков, причиненных малочисленным народам в результате лесозаготовительной деятельности, требуется утверждение нормативно-справочных показателей для данного вида использования лесов.

Не секрет, что законодательные нормы не всегда на 100% соотносятся с практикой реальной работы. По оценкам Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» и с учетом опыта работы членов Ассоциации, нуждается ли тема взаимодействия с коренными и малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока по вопросам лесопользования в каких-то дополнительных законодательных инициативах?

Действительно, опыт реальной работы показывает, что на практике не всегда удается достичь конструктивного диалога с представителями коренных народов. Причина весьма тривиальна: отсутствие возможности установить с ними прямой контакт.

На взгляд Ассоциации, выход из этой коллизии есть! Наше предложение – рассмотреть вопрос о том, чтобы у каждой родовой общины был свой законный представитель в регионе присутствия.Ответственное лицо, которое будет представлять интересы конкретного коренного и малочисленного народа при взаимодействии с лесопользователями.

От этого подхода выиграют обе стороны: коренные жители территории получат гарантию, что их закрепленные в законе права будут полностью соблюдены, а лесопользователи смогут в срок и в соответствии с планами вести свою деятельность. В конечном счете это вопрос экономической эффективности не просто отдельного региона, а страны в целом.

Основные цели национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес»:

  • Оказание консультационной, информационной и юридической поддержки для малого и среднего лесного бизнеса в сфере лесопользования;
  • Защита интересов членов Ассоциации в государственных органах власти;
  • Подготовка заключений по законопроектам, проектам постановлений, приказов и прочих правовых документов в сфере лесопользования;
  • Помощь в привлечении инвестиции для развития предприятий лесопромышленного сектора;
  • Поддержка технологических, производственных и сбытовых связей между предприятиями отрасли для повышения эффективности.
- Реклама -

Новости

«Эксподрев» 2020 пройдет в Красноярске в конце сентября

Как стало известно журналу «ЛПК Сибири», 22 Международная специализированная выставка «Эксподрев» пройдет в Красноярске с 30 сентября по 2 октября 2020 года.

Сокольский ДОК увеличит выпуск продукции до 100000 м3 в год

Сокольский ДОК запустил новую линию сращивания концерна Ledinek Engineering. Ее производительность – 25 м3 клееных изделий в час. За счет этого производство готовой клееной продукции Сокольского ДОК увеличится на 20%, до 100000 м3 в год.

Новый пеллетный завод появится в Красноярском крае

Новый пеллетный завод будет реализован компанией «Механика-Транс» в городе Кодинск Красноярского края. Мощность нового производства составит 8 тонн пеллет в час.

ЛПК Республики Коми остается привлекательным для инвестиций

На сегодня на территории Коми реализуется шесть приоритетных инвестиционных проектов.

ГК «УЛК» выбирает сушильные камеры Valutec

Valutec получила заказ Группы компаний «УЛК» на поставку сушильного оборудования для нового ЛПК в селе Карпогоры Пинежского района Архангельской области.
- Реклама -

Читайте также:

- Advertisement -