В 2017 году исполнилось ровно десять лет с того момента, как в России был утвержден список приоритетных проектов в области освоения лесов. Таким способом власти планировали повысить инвестиционную привлекательность лесной отрасли и увеличить долю продукции глубокой переработки леса. Красноярский край оказался одним из лидеров среди субъектов РФ по количеству заявленных к реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов. Позже наш регион прославился рядом скандалов, когда инвесторы, воспользовавшись предоставленными государством льготами, меняли свои планы и сворачивали реализацию проектов. Как краевым властям удалось упорядочить работу с инвесторами, какие механизмы контроля оказались наиболее эффективными, и есть ли сейчас желающие вкладывать капитал в создание новых лесоперерабатывающих производств на территории нашего региона – об этом мы побеседовали с заместителем министра лесного хозяйства Красноярского края Ольгой Борискиной.
Ольга Викторовна, для начала давайте немного вернемся в историю реализации крупных инвестиционных проектов в области освоения лесов в Красноярском крае. Все мы помним компании, которые заявляли амбициозные проекты, обещали создание новых масштабных производств, в том числе и целлюлозных, рабочих мест, а потом со скандалами меняли свои планы. На Ваш взгляд, в чем причина срыва проектов?
В Красноярском крае, как и в других регионах России, был ряд проектов, которые себя не оправдали. Большая часть из них разрабатывалась и утверждалась на протяжении нескольких лет и к моменту непосредственной реализации существенно изменились как экономические условия, ситуация на внутренних и внешних рынках, так и условия кредитования. Это сыграло негативную роль. Безусловно, были и субъективные причины: по некоторым проектам – просчеты самих инвесторов при разработке моделей развития, сказались и ошибки менеджмента, и смены управленческих команд, что в итоге отразилось на реализации проектов. Все эти факторы и привели к тому, что на сегодняшний день по некоторым приоритетным инвестиционным проектам зафиксированы отставания от заявленных ими самими планов, а несколько проектов и вовсе были исключены их перечня приоритетных.
В марте 2015 года после череды скандалов с недобросовестными инвесторами, учитывая печальный опыт, в Красноярском крае было принято решение кардинально изменить подходы по работе с такими крупными и важными для региона инвесторами. При тогда еще министерстве природных ресурсов и экологии края была создана коллегия по осуществлению контроля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Каковы функции этой коллегии и механизмы контроля за ходом реализации проектов?
По итогам каждого квартала, то есть 4 раза в год, мы проводим заседания коллегии. На них приглашаются руководители инвестиционных проектов. Кроме того, обязательно присутствует руководство министерства лесного хозяйства края, а также начальники отделов, курирующих различные аспекты реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. В ходе заседаний коллегии мы рассматриваем соблюдение графиков реализации проектов, выполнение обязательств в части уплаты арендной платы, выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, предоставленных в аренду. Помимо этого, на заседаниях коллегии подводятся итоги деятельности предприятий, отмечаются достижения и успехи проектов, обсуждаются проблемы, возникающие в рамках их реализации, и что немаловажно – находятся пути их решения.
По итогам работы коллегии успешно завершены два приоритетных инвестиционных проекта в области освоения лесов – «Новоенисейский ЛХК» и ООО «Енисейский фанерный комбинат», еще один – ООО «Приангарский ЛПК» – готовится к завершению.
С достижениями и успехами понятно, а если коллегия выявляет недостатки или, скажем, отставания от графиков реализации того или иного проекта, что в таком случае происходит?
Выявленные в ходе заседаний коллегии нарушения заносятся в протокол, обязательно указываются сроки их исправления, после чего выписки из протокола направляются в адрес предприятий. На следующем заседании коллегии, в том числе, рассматривается исполнение протокола. Как показывает практика, этот механизм показал свою эффективность.
Коллегия существует два года, каковы результаты ее работы?
Начнем, безусловно, с хорошего. По итогам работы коллегии успешно завершены 2 проекта – это ЗАО «Новоенисейский ЛХК» и ООО «Енисейский фанерный комбинат», еще один готовится к завершению (ООО «Приангарский ЛПК»). Выдано 8 предписаний о необходимости устранения выявленных нарушений, 2 проекта исключены из перечня приоритетных – это ООО «КЛМ-ЭКО» и ООО Фирма «Мастер».
Помимо коллегии, в крае в целом были ужесточены требования к инвесторам?
Совершенно верно, требования к инвесторам теперь предъявляются более жесткие: заготавливать древесину они могут только для собственных нужд, передавать лесные участки в субаренду им запрещено, осваивать выделенную лесосеку они смогут лишь за 2 квартала до запуска производства, одновременно с запуском лесопереработки они должны будут утилизировать отходы. В качестве основного условия для принятия к рассмотрению проектов, претендующих на включение в перечень приоритетных, отныне необходимо предоставление документов, подтверждающих наличие финансирования.
Отмечу также, что в рамках контроля за реализацией инвестпроектов мы в обязательном порядке выезжаем и контролируем ситуацию на местах, на производственных площадках, усилен контроль за реализацией проектов и со стороны лесничеств.
В августе на заседании коллеги вы рассматривали результаты работы инвестпроектов в 1 полугодии 2017 года. Они вас больше порадовали или огорчили?
Положительных результатов, конечно, больше. Три лесоперерабатывающих производства работают в полную мощность: ООО «Приангарский ЛПК», АО «Краслесинвест», ООО «Сиблес Проект». Благодаря реализации данных проектов, Красноярский край демонстрирует существенный прирост в заготовке древесины и уже занимает второе место в РФ после Иркутской области. А выпуск пилопродукции вырос за первое полугодие 2017 года на 32%.
Если оценивать ситуацию в целом, то большинство инвестпроектов активно осваивает инвестиции, наращивает объемы производства, добросовестно выполняет обязательства по уплате налогов и арендных платежей. Ряд инвесторов только приступил к реализации проектов, на данный момент проводят проектно-изыскательские работы, приобретают технику и оборудование, готовят площадки под строительство объектов.
При этом по ряду действующих инвестпроектов члены коллегии отметили отставания от сроков реализации заявленных концепций, зафиксировали проблемы с выполнением противопожарных и лесовосстановительных мероприятий на арендованных лесных участках. Мы особо акцентировали внимание руководителей ряда инвестпроектов, что выявленные недостатки могут стать основанием для исключения проекта из перечня приоритетных, что, в свою очередь, грозит расторжением договоров аренды лесных участков.
Подчеркну, что сегодня можно смело говорить о том, что создание коллегии позволило повысить эффективность осуществления контроля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, оперативно выявлять возникающие отставания и нарушения и своевременно принимать соответствующие меры.