- Реклама -

Перспективы развития лесной индустрии республики Тыва

текст: Александр Сумароков, Андрей Примак, фото: Александр Сумароков

Выставки

Biesse представляет «E-vent: Digital in Action»

Виртуальное мероприятие Биессе, которое пройдет с 24 по 26 июня, станет уникальной возможностью познакомиться со всеми новинками в обработке дерева и современных материалов в инновационном формате.

Практика участников премии «Зеленый проект года-2020»

На премии FSC России «Зеленый проект года-2020» будут представлены несколько проектов, связанных с внедрением модели интенсивного лесного хозяйства или ее элементов.

Биомасса: топливо и энергия — 2020

6-7 октября 2020 года в Москве, в отеле «Холидей Инн Лесная» состоится Конгресс и выставка  «Биомасса: топливо и энергия»

Тыва – богатый лесами регион. Однако заготовка древесины и тем более деревообработка здесь практически не ведется. Основная проблема – отсутствие транспортной инфраструктуры, квалифицированных кадров и устаревшие материалы лесоустройства. Отсутствие железной дороги осложняет вывозку леса из региона, ведь в республику пока можно добраться только автотранспортом. В  нашей статье мы попытаемся выяснить, есть ли перспективы у Тывы, как у лесного региона.

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ

Более половины территории Тывы покрыто лесами – 8 070,9 тыс. га. Основная часть лесных земель расположена на Тоджинском и Каа-Хемском кожуунах. Расчетная лесосека республики составляет 2 293,50 тыс. м3, в том числе 1 939,00 тыс. м3 по хвойному хозяйству и 354,50 тыс. м3 по мягколиственному. Общие запасы древесины – более 1 млрд м3. Основные лесные ресурсы сосредоточены в ее северо-восточных районах.

Главным видом использования лесных ресурсов является заготовка древесины. В 2010 году заготовлено 98 тыс. м3 древесины. Лесосырьевая база способна удовлетворить потребности не только республики, но и соседних регионов. Однако интенсивность лесопользования, которая определяется по освоению расчетной лесосеки на землях лесного фонда в Туве, очень низкая – от 5 до 8%. Это свидетельствует о проблемах эффективного лесопользования в сложных горных, труднодоступных и удаленных районах, где сосредоточены основные массивы лесных ресурсов. Улучшение состояния может быть достигнуто только с развитием дорожной инфраструктуры и лесоперерабатывающей промышленности.

В 2017 году в целях развития лесной отрасли глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол проработал вопрос  о вывозе пиломатериалов  в Монголию через таможенные пункты.

Из Тывы начнут экспортировать пиломатериал для лесоперерабатывающих предприятий. Федеральная таможенная служба разрешила тувинской таможне принимать декларации на лес, который вывозится за рубеж. С инициативой в ведомство обращался специально сам Шолбан Кара-оол.

Теперь региональные лесоперерабатывающие предприятия начали готовиться к сотрудничеству с потенциальными импортерами, 5 компаний уже готовы к работе. Так, согласно договоренностям Шолбан Кара-оола с президентом Монголии, лес могут продавать в приграничные монгольские аймаки.

 ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Развитие транспортной инфраструктуры в Тыве должно повысить доходы жителей республики. В этом уверен глава региона Шолбан Кара-оол. О социальных и экономических проблемах республики Кара-оол написал в своем фейсбуке. По его словам, для Тывы бедность была серьезным вызовом еще с советских времен: «Рыночные реформы обострили ситуацию. В 90-е доля населения с доходами ниже прожиточного уровня превышала 80%. К настоящему времени республика сократила ее почти вдвое, до 41%. Тем не менее, конечно, на фоне остальных регионов Тыва остается самой бедной. Проблему усугубляет неразвитость транспортной инфраструктуры, – считает глава республики.

«Мы ведь с вами добились начала ее (железной дороги Кызыл–Курагино) строительства в середине 2000 годов. Но в 2009 году из-за экономического кризиса его пришлось свернуть. В итоге Тыва так и осталась выключенной из экономического пространства России. Без железной дороги мы обречены на вечное отставание от других регионов по всем параметрам. И чем дольше изоляция, тем заметнее будет этот разрыв», – написал Кара-оол в социальной сети.

Шолбан Кара-оол отметил, что проблемы социально-экономического развития Тывы будут обсуждаться в ближайшее время в федеральном правительстве, на этой встрече глава республики намерен поднять вопрос возобновления строительства железной дороги Кызыл–Курагино.

Напомним, в 2007 году правительство РФ одобрило реализацию проекта по строительству железнодорожной линии Кызыл–Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики.

В 2011 году председатель правительства России Владимир Путин вбил первый золотой символический костыль в шпалу на строящейся железной дороге около Кызыла. В 2012 году было объявлено о постройке первого километра основного пути. С тех пор строительство приостановлено, однако вопрос его возобновления обсуждался неоднократно на самом высоком уровне. Так, весной 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о заключении концессионного соглашения по строительству железнодорожной ветки Кызыл–Курагино к угольному месторождению Элегест в Туве. Спустя полгода, полпред президента в СФО Сергей Меняйло предложил сделать проект Кызыл–Курагино приоритетным для Сибири. О начале строительства магистрали Кызыл–Курагино осенью 2018 года заявлял губернатор Красноярского края Александр Усс.

ДАН СТАРТ РАЗВИТИЮ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ В ТЫВЕ

1 марта в истории региона произошло знаковое событие. В Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва произошла встреча, на которой был подписан протокол о намерениях по созданию лесоперерабатывающего терминала на территории АУ «Туранское специализированное лесохозяйственное учреждение».

Важным моментом, достигнутым при переговорах, стало заявление Александра Сумарокова (представителя в России Австрийской фирмы Springer). Он подчеркнул, первоочередным в решении о создании нового лесоперерабатывающего предприятия в Республике Тыва является решение и гарантия обеспечения хвойным высококачественным сырьем. Кроме того, на создаваемом предприятии необходимо использовать высокопроизводительное лесопильно-деревообрабатывающее оборудование с максимальной степенью автоматизации производства и с минимальным количеством обслуживающего персонала с использованием последних достижений научно-технического прогресса в области лесопиления и деревообработки.

Данная инициатива получила одобрение заместителя руководителя Рослесхоза Николая  Кротова. Стоит отметить, что на предприятии будет применен автоматизированный метод агрегатной переработки древесины, за который Александр Сумароков еще 40 лет назад получил лауреата Ленинского комсомола. Данный метод применен в оборудовании австрийской фирмы SPRINGER и немецкой фирмы LINCK. В этом году Александр Михайлович отмечает 60-летие своей работы в лесной отрасли. Хочется верить, что слова не останутся просто словами, а будут подкреплены делом. И в скором времени в Республике Тыва мы сможем наблюдать и гордиться высокопроизводительным предприятием в области заготовки и глубокой переработки древесины с применением технологий производства клееных деревянных конструкций. И  в скором будущем это предприятие выйдет на международный уровень

Журнал «ЛПК Сибири» №1 / 2019

- Реклама -

Новости

В Якутии лесные пожары в 2020 году бьют антирекорды

Как сообщает «Авиалесохрана» по стостоянию на 10 августа, 260 000 гектаров леса горит в Якутии.

В учреждениях ГУФСИН Красноярского края лесозаготовка идёт полным ходом

Лесозаготовители из ГУФСИН России по Красноярскому краю продолжают вести активную работу по заготовке древесины, хлыстовой вывозке леса, раскряжевке древесины, лесопилению, шпалопилению, производству древесного угля и технологической щепы

Biesse Innovation Lab — новый проект в сфере НИОКР и инноваций

Biesse Group запускает Biesse Innovation Lab - новый масштабный проект в сфере НИОКР и инноваций, который станет катализатором новых идей и стартапов.

8 тысяч вариантов вагон-домов от «СВС-Сибирь»

Компания «СВС-Сибирь» за время работы разработала свыше 8 тысяч схем компоновки и комплектации вагон-домов и инвентарных модулей. Эта продукция используется для проживания персонала в местах проведения лесозаготовительных, строительных, геологоразведочных, буровых работ.

Перевозки лесных грузов в 1 полугодии 2020

Железнодорожные перевозки лесных грузов во внутреннем сообщении продемонстрировали рост.
- Реклама -

Читайте также:

- Advertisement -