В 2022 году группа компаний «УЛК» только начала заниматься профессиональным ремонтом и обслуживанием иностранных лесозаготовительных машин. Было сложно представить, что это начинание перерастет в такое масштабное производство – Устьянский машиностроительный завод (УМЗ).
Год назад эксперты лесной отрасли называли реверс-инжиниринг одним из реальных способов решения проблем с поставками оборудования и запчастей для предприятий ЛПК. Многие лесопромышленные компании России начали более детально изучать этот вопрос. Группа компаний «УЛК» была одной из первых, кто занялся самостоятельным ремонтом иностранной лесозаготовительной техники и лесопильного оборудования.
Компании удалось организовать свое крупное производство по ремонту иностранной лесной техники и лесоперерабатывающего оборудования в г. Вельске. На данный момент здесь трудится более 150 человек. Это не только местные умельцы, но и специалисты из Архангельска, Северодвинска, Котласа, Вологды, Каргополя и других городов – лучшие умы Северо-Запада, каждый из которых хорош в своем деле. Некоторые имеют реальный опыт работы с техникой в подразделениях ГК «УЛК» что тоже большой плюс.
Обратный инжиниринг в деле
Благодаря изготовлению собственных деталей УМЗ выполняет полный комплекс работ по ремонту машинных стрел, колонн манипуляторов, ковшей экскаватора, захватов для бревен у лесозаготовительной техники и фронтальных погрузчиков. На заводе восстанавливают двигатели, карданные валы, коробки передач, узлы и агрегаты ходовой части лесных машин иностранного производства.
«На данный момент еще рано говорить, что мы полностью научились создавать аналоги иностранных запчастей для машин и оборудования ЛПК, но мы к этому активно движемся. Осваиваем так называемый обратный инжиниринг – берем иностранные запчасти и в точности их повторяем, а иногда и совершенствуем», – отметил Иван Филимонов, директор УМЗ.
За последний год специалисты Устьянского машиностроительного завода освоили не только работу с техникой. Они активно занялись изготовлением сложных узлов для оборудования лесопромышленных заводов, а это совершенно иное направление, со своими тонкостями и спецификой.
Сейчас на предприятии изготавливаются различные усиленные валы для лесопильных и окорочных станков, производятся шестерни, направляющие ролики и другие более сложные запчасти. УМЗ работает в тандеме с механиками АТЦ и инженерами РТС в подразделениях холдинга.
«Мы работаем по готовым чертежам, которые присылают нам из Устьянского и Вельского ЛПК. Либо сами снимаем замеры, когда образец нужной детали попадает нам в руки», – рассказывает Евгений Карпов, токарь УМЗ.
По словам специалиста, сам процесс изготовления – работа практически ювелирная. Иногда решает не то что один градус, а сотая его часть. Иначе оборудование на заводе работать не будет.
«Я в токарном деле почти 30 лет, и для меня изготовление сложных деталей не составляет труда. Главное, помнить, что их проектировали и создавали такие же люди, как мы, а значит повторить это вполне реально. Самым большим «спросом» сейчас пользуются валы для лесоперерабатывающего оборудования. Мы их делаем из высококачественной стали. В зависимости от сложности и длины вала, а она бывает от 3 до 6 метров, изготовление занимает несколько рабочих смен», – добавил Евгений.
Среди последних «новинок» УМЗ – усиленные пальцы захвата со специальными каналами для централизованной смазки для перегружателей. Сейчас они уже прошли тестирование в работе – запущено более массовое производство.
Для Вельского завода Группы компаний «УЛК» произвели выталкиватели бревен на линии сортировки КЛМ, которые, основываясь на личном опыте, доработали и усовершенствовали для более удобного обслуживания. Спроектированы и изготовлены детали для транспортера древесных отходов лесопильного цеха.
Более 60 направляющих роликов собственного производства, отвечающих за движение 120-метровой линии, уже установлены и успешно прошли тестовые испытания. Исходя из опыта эксплуатации подобных деталей, инженеры усовершенствовали конструкцию, сделав ролики быстросъемными и разборными, что значительно упрощает их обслуживание.
«Нашу работу «творческой» можно назвать только отчасти. По сути, мы делаем запчасти по образу и подобию уже имеющихся иностранных деталей. Но и это, скажу вам, непросто. К каким-то усовершенствованиям и доработкам запчастей в нашем деле нужно подходить очень осторожно, чтобы не испортить основной функционал детали. Обычно идеи по их улучшению нам подсказывают руководители цехов, которые имеют уже большой опыт в деревообработке», – поделился Максим Дерягин, токарь УМЗ.
Большая часть новых запчастей полностью создается вручную. Но постепенно на помощь токарям и инженерам приходит автоматика, а именно – электроэрозионные станки. Оператор, управляющий таким оборудованием, задает основные параметры обработки металла. После того, как все они будут указаны, станок работает в полностью автоматизированном режиме.
Главный механик УМЗ Денис Проурзин: «Такой станок идеально подходит для небольших деталей. Например, мы производим много шестерней различной сложности. На таком станке комплект из 20 штук изготавливается за несколько часов. Это очень удобно. На выходе – почти готовые запчасти. Скоро к нам поступит еще несколько таких станков, и мы начнем более массовое производство. Потребность в этом есть».
«Эффективность работы УМЗ можно отметить уже сейчас. Во-первых, ремонты техники и оборудования производятся в разы быстрее, чем если бы мы обращались в сервисные центры наших иностранных коллег. Во-вторых, экономическая выгода – некоторые детали стоят сотни тысяч рублей, а у нас – в 3–4 раза дешевле, даже с учетом работы сотрудников. Дел еще много, продолжим осваивать новые виды ремонтов, будем закупать оборудование и постепенно наращивать обороты», – подытожил Иван Филимонов.
текст: Сергей Петров, фото: Александра Конычева.