spot_img

Новые «ПЕРМЯКИ» в лесах Северо-Запада и Приволжья

текст и фото: ЗАО «ПЗГТ»

Выставки

С конца 2020 года «Пермский завод грузовой техники» запустил два проекта: два сортиментовозных автопоезда отправились в длительную опытную эксплуатацию к лесозаготовителям в различных регионах России.

Один автопоезд состоит из сортиментовоза, построенного на шасси MAN TGX 33.540(6х4) BB и четырехосного прицепа-сортиментовоза. Его эксплуатация проходит в Северо-Западном ФО. Другой представляет сцепку из сортиментовоза на шасси Scania G500B (6х6)HZ и трехосного прицепа-сортиментовоза. Он работает на лесозаготовительных предприятиях Приволжского ФО.

Проект был задуман с двумя основными целями: познакомить лесозаготовителей с техникой, производимой нашим предприятием, и провести испытания автопоездов в реальных условиях эксплуатации с реальными нагрузками. Выбор базового шасси не случаен. В последнее время заметна тенденция перехода лесозаготовителей на использование в своей деятельности современных высокотехнологичных решений, которые, несмотря на большую сложность в освоении, предоставляет значительные преимущества в эксплуатационных свойствах.

Это касается объемов вывозки и скорости передвижения по магистралям, и надежности, и экономичности, и комфорта водителей. Поэтому использование в качестве базы для постройки сортиментовозов шасси MAN TGX 33.540(6х4) BB и Scania G500B (6х6)HZ явилось хорошим решением, позволившим продемонстрировать как производственные возможности ЗАО «ПЗГТ», так и реализовать потенциал шасси.
Полугодовая эксплуатация – это довольно большой срок, за который можно выявить как положительные стороны техники, так и некоторые недочеты, связанные с конструкцией или какими-то техническими особенностями.

Нужно понимать, что абсолютно универсальную спецтехнику можно сделать лишь теоретически, ведь если учесть все возможные обстоятельства, с которыми сталкивается сортиментовозный автопоезд в процессе эксплуатации, техника получится невероятно дорогая. Тем не менее при разработке конструкции как сортиментовоза, так и прицепа максимально учитывались условия, в которых будет эксплуатироваться автопоезд.

Конструкция сортиментовозов и прицепов тщательно прорабатывалась. В ней был учтен опыт не только собственных разработок и наработок, накопленных за более чем двадцать лет, но и опыт европейских производителей. Для этого мы посещали выставки за рубежом и ездили на скандинавские предприятия, занимающиеся производством аналогичных машин. Немало времени наши конструкторы провели и на лесозаготовительных участках, в непосредственной близости наблюдая процесс эксплуатации машин.

Все это в совокупности придало нашей технике такие эксплуатационные характеристики, которые позволили в полном объеме реализовать потенциал шасси, обеспечив высокую грузоподъемность, практичность и надежность автопоездов.

Прежде всего, необходимо было обеспечить высокую грузоподъемность автопоезда и большой объем загрузочного пространства. Для реализации этого были использованы два основных пути: снижение снаряженной массы и уменьшение габаритных размеров отдельных элементов конструкции, напрямую влияющих на площадь загрузочного пространства. Обе эти задачи успешно решились применением современных конструкционных сталей и алюминиевых сплавов.

Использование в конструкции сортиментовозов и прицепов стали 550МС, 600МС и 700МС позволило, за счет более высокой прочности уменьшить габаритные размеры отдельных элементов – это привело к снижению массы.

Коники Woodsteel, используемые на этих автопоездах, полностью изготовлены из стали 700МС. Что также позволило «сбросить» несколько лишних килограммов и одновременно с этим увеличить площадь загрузочного пространства. Защитный щит сортиментовоза – это важный элемент безопасности эксплуатации машины, поэтому его прочности уделяется много внимания.

Мы использовали сетчатую конструкцию щита, это еще один способ снижения массы без ущерба для прочности и, кроме того, за счет лучшей аэродинамики такое решение позволяет снизить расход горючего.Кроме того, как на сортиментовозах, так и на прицепах широко используется алюминий – из него сделаны элементы защиты навесных агрегатов шасси и крылья. Использование алюминия вместо стали также дало выигрыш в массе.

Не стоит забывать и такой немаловажный аспект эксплуатации, как экономичность. А снаряженная масса непосредственно влияет на расход топлива. И если при груженом автопоезде малая снаряженная масса нивелируется массой груза, то когда спецтехника передвигается порожняком, сэкономить пару литров топлива лишним не будет.

На объемы вывозки работает не только использование современных материалов, позволяющих увеличить загрузочное пространство, но и прочность основных элементов конструкции автопоезда: подвески, рамы, поворотного круга прицепа.

И если характеристики шасси MAN TGX 33.540(6х4) BB и Scania G500B (6х6)HZ достаточно хорошо известны большинству потребителей сортиментовозной техники, то прицепы ЗАО «ПЗГТ» для многих являются загадкой.

При разработке своих прицепов мы ориентировались на те машины, с которыми им предстоит эксплуатироваться в составе автопоездов, поэтому и прочность их основных конструктивных элементов соответствующая. Так, поворотный круг марки BPW рассчитан на нагрузку 26 тонн, оси в подвеске, также от BPW, рассчитаны на двенадцать тонн нагрузки на ось.

Для обеспечения надежности и долговечности эксплуатации, в прицепе, используется большое количество элементов от компаний, по праву заслуживших доверие потребителей качеством исполнения своих изделий. Помимо уже упомянутых осей и ОПУ от BPW, на прицепе использована тормозная система от Wabco, крылья из ударопрочного пластика от Parlok, сцепные петли от Jost, светотехника NORDIC LIGHTS, электросистема на элементах Ermax.

На сортиментовозах гидроманипулятор смонтирован на выдвижной консоли. Выдвижная консоль позволяет отодвинуть гидроманипулятор назад, что облегчает загрузку и снижает вероятность повреждения манипулятора лесом. А при необходимости манипулятор можно полностью снять с машины без привлечения какой-либо дополнительной техники.

Оба прицепа – и трехосный, и четырехосный – имеют одинаковые характеристики по объему перевозимого леса – более 32 куб. м. При этом конструкция прицепов обеспечивает им достаточный запас прочности, чтобы перевозить лес, с легкостью укладываясь в ограничения допустимых нагрузок на ось.

Для увеличения возможностей четырехосных прицепов конструкторы ЗАО «ПЗГТ» использовали два приема. Первый – это разнесение осей задней тележки на расстояние 1 820 мм, это позволило добавить к разрешенной нагрузке по 1 тонне на ось! Второй – применение четырехосной схемы, что позволило сразу разгрузить оси.

Для того, чтобы четырехосный прицеп не нарушал ограничения по допустимой габаритной длине автопоезда, длина его дышла составляет 2 200 мм.

За те полгода, что автопоезда эксплуатировались заготовителями леса в Вологодской, Псковской, Пермской областях, Республике Башкортостан, ими совместно пройдено более 120 тысяч километров по дорогам разного типа: и лесные дороги, и дороги местного значения, и магистрали. По этим дорогам автопоездам доводилось проезжать за один день до 1 000 километров, совершая за одну смену до 7 рейсов. За все время эксплуатации было перевезено более 32 000 кубометров леса.

Поскольку автопоезда эксплуатировались в разных режимах и по разным дорогам, то и проявляли они себя по-разному.

На лесных дорогах, где продвижение связано с большими нагрузками на кручение, наилучшим образом проявили себя конструкции надрамников сортиментовозов. Благодаря оптимизированному способу крепления к раме шасси и наличию силовых элементов, они эффективно перераспределяли нагрузки, минимизируя возможность повреждения рамы.

Рама прицепов изначально конструировалась таким образом, чтобы иметь запас прочности, но при этом не быть чрезмерно жесткой. Для обеспечения оптимальных прочностных показателей, конструкция рамы моделировалась с помощью специальных программных продуктов.

На магистралях на передний план выходит устойчивость движения автопоезда на высокой скорости. И с этой задачей наши автопоезда также хорошо справляются. Благодаря рессорно-балансирной подвеске прицепов со специальными элементами отсутствуют рысканья на колее и в поворотах.

До окончания опытной эксплуатации еще далеко, а по ее окончании мы проведем тщательную ревизию элементов конструкции сортиментовозов и прицепов. Это, вместе с полученными отзывами, даст нам возможность, если в этом будет необходимость, внести коррективы в конструкцию сортиментовоза и прицепа и придать ему дополнительные потребительские качества.

spot_img
spot_img
spot_img

Читайте также:

- Advertisement -spot_img