Щеповозы ПЗГТ – «универсальные солдаты» для перевозки леса и щепы

текст: Кристина Симонова, фото: пресс-служба «ПЗГТ»

146

Более 20 лет Пермский завод грузовой техники производит специализированную автомобильную технику – лесовозы, металловозы, автогидроподъемники и т.п. Накопленный опыт, технические знания и возможности предприятия позволили создать универсальную машину, щеповоз-сортиментовоз, который на «отлично» решает задачу транспортировки как леса, так и щепы.

В производстве машин для лесозаготовительных предприятий Пермский завод грузовой техники  (ПЗГТ) не новичок – опыт изготовления такой техники насчитывает два десятка лет. Это техника как для транспортировки леса в хлыстах, так и для транспортировки в сортиментах разной длины – такие машины используются в основном для доставки леса к месту переработки. Однако поступивший в 2017 году запрос от одного из сибирских партнеров ПЗГТ заставил завод по-новому взглянуть на возможности и функционал машин для лесозаготовительных предприятий. Результатом этой работы стала разработка универсальной техники – щеповоза-сортиментовоза.

Ответ на запросы заказчика

Одна из актуальных задач для любого лесозаготовителя – транспортировка не только леса, но и получаемого из сырой древесины сырья, в частности щепы. Как правило, для ее решения используются обычные самосвалы или специализированные полуприцепы со сдвижными полами. Однако, если отойти от привычного подхода и посмотреть на задачу шире, очевидным становится и другое решение: универсальная машина, которая могла бы возить и лес в сортиментах, и щепу. Такой подход оптимизирует работу лесозаготовителя сразу по нескольким направлением – уменьшает и затраты на транспортировку сырья, и временной ресурс, потраченный на эту задачу.

В ПЗГТ признаются: работа над созданием «универсального солдата» для перевозки леса и щепы стала для производителя настоящим вызовом. Специалисты ПЗГТ не просто приняли этот вызов, но и с триумфом ответили на него.

Создание новой, универсальной машины сопровождалось трудной задачей совместить несовместимое. Лес в сортиментах и щепа – очень разное по своим свойствам сырье. Необходимо было найти баланс, позволявший в конечном счете обеспечить большой объем перевозки обоих грузов. Кроме того, пришлось предусмотреть разные способы разгрузки леса в сортиментах и щепы. Так, щепа разгружается благодаря самосвальному кузову: гидроцилиндры наклоняют кузов вбок, щепа выгружается. Чтобы реализовать этот принцип работы специалисты ПЗГТ изготовили новые кониковые балки: они не задерживают щепу и позволяют ей свободно высыпаться.

Другая нетривиальная задача – откидные борта, необходимые для того, чтобы щепа высыпалась. Открывать ворота вручную опасно: щепа создает очень мощное давление на борта кузова и открывание их руками не только опасно – есть риски быть погребенным под щепой, но и физически трудно – потребуются невероятные усилия, чтобы преодолеть давление щепы. Конструкторы ПЗГТ нашли решение – и открывание, и закрывание бортов полностью передано автоматике и гидравлике. В начале выгрузки гидроприводы открывают замки по всей длине борта, а после разгрузки, когда кузов занимает первоначальное вертикальное положение, срабатываю концевики, и гидроприводы надежно запирают замки.

Автоматика обеспечивает безопасность процесса и в том случае, если при разгрузке замки не открылись, а, значит, имеются риски того, что машина может перевернуться. Поэтому если при достижении определенного угла наклона кузова разгрузка не началась, автоматика просто не даст возможности гидравлической системе продолжить подъем кузова. Подобные системы не раз использовались ПЗГТ при производстве другой спецтехники, поэтому проблем с их внедрением у завода не возникло.

Отдельного упоминания заслуживает подход к загрузке и выгрузке сортимента, который категорически запрещается вываливать набок. Для этой задачи было найдено самое оптимальное решение – сортимент загружается и выгружается погрузчиками. Все реализовано достаточно просто: необходимо открыть ворота и загрузить или выгрузить лес погрузчиком. Но чтобы внедрить это решение, конструкторам ПЗГТ при проектировании изделия пришлось решить сложнейшую головоломку: откидной борт открывается снизу, а в верхней части он зафиксирован, и, значит, «открыть ворота» невозможно.

Конечный результат многомесячного труда конструкторского бюро оправдал все вложенные в поиски решения затраты. Конструкторам ПЗГТ удалось разработать ворота, которые не только открываются по-разному в зависимости от груза, но и обеспечивают достаточную жесткость конструкции, надежность запорных механизмов, фиксаторов, петлей. Словом, техника получилась действительно универсальной: не просто машина, а автопоезд, даже два!

Проверено реальной работой

«Два автопоезда» – это вовсе не метафора. Первоначально перед ПЗГТ стояла задача спроектировать полуприцеп: самосвальный универсальный полуприцеп для перевозки леса в сортименте или щепы – и он был сделан. Однако, понимая специфику работы в лесной отрасли, которая не всегда позволяет эксплуатировать длинный полуприцеп, завод не стал останавливаться на достигнутом и пошел дальше, расширив линейку продукции автопоездом. Эта техника, по сути, совмещает две необходимые любому лесозаготовителю машины: самосвальный универсальный автомобиль и прицеп для перевозки леса в сортименте или щепы. В итоге ПЗГТ разработал два вида автопоездов: полуприцеп с тягачом и машину с прицепом.

Таким образом, начав работу над новым решением для лесозаготовителей – щеповозом – в 2017 году, в 2019-м ПЗГТ вывел на рынок технику в разы превосходящую ожидания самых требовательных «лесников». Высокопрофессиональное конструкторское бюро, внимание к нюансам, внушительный прошлый опыт позволил ПЗГТ уже к началу 2018 года создать первые машины. Эта техника прошла испытание на пермских предприятиях, что позволило выявить некоторые «детские болезни» конструкции, просчеты, которые невозможно заметить на чертеже.

По итогам испытаний была проведена корректировка и выпущена вторая партия машин. Именно они были отправлены к месту непосредственной эксплуатации, в Сибирь. Там, в абсолютно реальных условиях машина была еще раз испытана – практика работы позволила увидеть все недочеты, скрытые недостатки конструкции, которые не были выявлены в условиях простых испытаний «загрузил-выгрузил». Неоценимую поддержку и помощь в этой задаче оказала компания-лесозаготовитель: она не просто подала идею для производства универсальной машины, но и стала надежным партнером на всех этапах работы. Благодаря терпению, внимательности и заинтересованности в максимально качественном конечном результате сибирского лесозаготовителя конструкция щеповозов неоднократно корректировалась, в нее вносились многочисленные улучшения.

Итогом продолжительной работы и серьезных испытаний стала третья серия щеповозов-сортиментовозов, которую ПЗГТ выпустил в сентябре 2019 года. Уже сегодня эта техника доступна к заказу.

ЗАО «Пермский Завод Грузовой Техники»
Россия, Пермский край, г. Краснокамск, ул. Промышленная, 5а
+7 (342) 270-0022, 8 (800) 700-1022
office@permyak.com
www.tdgt.ru