More

    Танкерная фанера – Rolls-Royce в линейке фанерной продукции

    Выставки

    При изготовлении танкеров-газовозов фанера является ключевым конструкционным материалом. Segezha Group разработала собственную марку такой фанеры и сейчас активно сотрудничает с судостроителями. Вице-президент по коммерции ПАО «Сегежа Групп» Дмитрий Береснев рассказал о фанере Segezha LNG, работе с производителями танкеров-газовозов и перспективах развития рынка «танкерной фанеры».

    В последние годы Segezha Group работала над выходом на узкоспециализированный рынок «танкерной фанеры». Это своего рода Rolls-Royce в линейке фанерной продукции. Такая фанера является важным элементом изоляционных слоев мембранных систем удержания грузов в СПГ-танкерах и по праву считается самым высокотехнологичным и маржинальным продуктом в фанерном бизнесе.

    При этом, как и всякий премиальный рынок, глобальный рынок «танкерной фанеры» по своим объемам относительно ограничен – эксперты оценивают его на уровне всего лишь 100 000 м3 фанеры в год. Для понимания масштабов скажу, что совокупные производственные мощности Segezha Group по фанере составляют порядка 400 000 м3 продукции в год.

    Выпуск новой продукции под брендом Segezha LNG освоили на Вятском фанерном комбинате в Кировской области. Оборудование здесь в основном финское, немецкое и итальянское, мы уже смогли адаптироваться к новой экономической реальности: полностью решили проблемы с запчастями и программным обеспечением.

    Технологический процесс «танкерной фанеры» под­разумевает особую тщательность – начиная от скрупулезности при подборе сырья, березового фанкряжа и заканчивая разработкой специальных режимов склейки и прессования слоев березового шпона, а также собственных ноу-хау для клеевых рецептур. Наша продукция прошла строжайшие сертификационные процедуры и соответствует стандартам GTT (Gaztransport & Technigaz).

    Само собой разумеется, что Segezha LNG выдерживает все экстремальные нагрузки, возникающие при транс­портировки СПГ. Это и давление, и криогенное воздействие, и динамические нагрузки от движущегося судна. Высокое качество мембран, их изоляционных слоев из фанеры позволяет гарантировать как безопасность перевозок СПГ, так и должную степень сохранности груза.

    Танкерная фанера – Rolls-Royce в линейке фанерной продукции

    В настоящее время на российском рынке производителей мембранных систем удержания грузов для СПГ-танкеров пока нет. Поэтому вся наша продукция, Segezha LNG, направляется за рубеж. Тем не менее мы поддерживаем тесные рабочие контакты с российскими компаниями, которые планируют в ближайшем будущем приступить к отечественному производству мембран.

    В практическом плане производство фанеры представляет собой хорошо всем известный процесс склеивания березового шпона с помощью фенол-формальдегидных смол. В мире всего три страны выпускают «танкерную фанеру»: Россия, Финляндия и Латвия. И это не случайно. Дело в том, что одна из важнейших составляющих успеха – качество сырья, фанкряжа. Береза в северных широтах планеты обладает более высокими прочностными характеристиками и повышенной химической стойкостью. Сырье с юга по этим показателям заметно ей уступает. В этом плане России очень повезло с географией.

    Второй компонент – технология производства. Это уже чисто коммерческая история, детали вам не расскажет никто. По данному вопросу наша компания тоже строго придерживается конфиденциальности.

    В судостроении фанеру традиционно используют при изготовлении переборок, перегородок, судовой мебели, применяют для настила полов и палуб. Такая фанера выпускается на Вятском фанерном комбинате, Галичском фанерном комбинате, а также на «Красфане».

    Сотрудничество с Китаем

    Наш холдинг последовательно развивает сотрудничество с китайскими судостроителями. Важно, что этот бизнес носит стратегический характер – принципиально делаем акцент на долгосрочные контракты с крупными клиентами, с системообразующими предприятиями китайской экономики. Благодаря таким системным усилиям с учетом сегодняшних мощностей наша продукция уже полностью законтрактована, вплоть до конца 2026 года.

    В настоящее время большая часть нашей «танкерной фанеры» идет именно в Китай. Так, в прошлом году, мы поучаствовали в строительстве 13 газовозов. Отзывы – очень положительные, складывающимся партнерством удовлетворены и мы, и наши китайские друзья. Поэтому останавливаться на достигнутом не собираемся. Спрос на нашу продукцию в КНР растет – мы, в свою очередь, активно готовимся к расширению клиентской базы, это дорога с двусторонним движением. Так, в текущем году сможем увеличить отгрузку соответствующей продукции примерно в три, а в следующем, 2025 году, – уже в целых четыре раза.

    Глобальный рынок СПГ развивается «семимильными шагами». По количеству работающих верфей Китай уже уверенно лидирует – на протяжении целого ряда лет. В сфере строительства газовозов он все больше теснит традиционных конкурентов из Японии и Республики Корея. Поэтому мы активно подключаемся к производственным цепочкам китайских партнеров, обеспечивая высокое качество продукции и гарантируя надежность поставок.

    Развитие спг-флота в россии

    Фанера для судостроения – особая продукция. Ее востребованность на внутреннем рынке определяется, во многом общим состоянием российской экономики, реализацией масштабных проектов разработки месторождений природного газа, создания и модернизации инфраструктуры для его сжижения, хранения и транспортировки, а также СПГ-бункеровки судов. В этом ключе для нас мощнейшим драйвером является государственная программа комплексного развития арктических регионов Российской Федерации и Севморпути. При этом, в целом, по нашим оценкам, в стране складываются весьма благоприятные условия для дальнейшего наращивания производства нашей линейки продукции из фанеры для судостроительной отрасли.

    Танкерная фанера – Rolls-Royce в линейке фанерной продукции

    В этой связи внимательно отслеживаем ход реализации государственной программы отечественного судостроения. Так, согласно официальным заявлениям Минпромторга, до 2027 года она оценивается примерно в 231 млрд рублей. До 2035 года на российских верфях планируют построить порядка 985 судов, речных и морских. Около 150 из них будут крупнотоннажными и среднетоннажными. Планируется строительство новых судов для СПГ-флота, рыбного промысла и пассажирских перевозок.

    Одновременно увеличивается флот ледового класса специально для Северного морского пути.

    По всем этим направлениям мы видим для себя ниши для взаимовыгодного бизнеса, ведем переговоры с потенциальными партнерами. Так, подробно общаемся с ответственными чиновниками в Минпромторге, коллегами в компаниях «Газпром», «НОВАТЭК», «Роснефть», «Росатом», «Совкомфлот», специалистами судоверфи «Звезда».

    Конечно, значение имеет и конкретная система удержания груза, на которой останавливается конечный заказчик, вполне конкретная технология. Самой передовой в современном мире остается мембранная, но и здесь возможны нюансы, увеличивающие или уменьшающие требуемый объем «танкерной фанеры».

    Уверен, что при успешной реализации курса на реиндустриализацию в сфере судостроения места на российском рынке мембранных технологий хватит всем отечественным производителям, одновременно станет более востребованной и другая узкопрофильная продукция из фанеры.

    текст: Кристина Симонова, фото: ПАО «Сегежа Групп», flot.gazprom.ru

    Читайте также: